«Еще раз о том, как слушать и слышать музыку» Проблема восприятия классической музыки в старшем дошкольном возрасте Горева Ирина Геннадьевна Музыкальный руководитель
Проблема восприятия, культуры слушания и слЫшания в современном мире:
Скажи мне, что ты слушаешь – и я скажу кто ты
«…главными умениями, которые следует формировать у дошкольников в процессе музыкальных занятий, являются умения слушать и слышать. Музыка – главный предмет изучения на любых музыкальных занятиях – постигается только благодаря этим двум взаимосвязанным умениям» Проф. Н.Г. Тагильцева
Звуки нас окружают с рождения
Звучание разных тембров инструментов разносторонне влияет на психику, эмоциональное состояние и умственное развитие детей
Важную роль в воспитании слухового внимания и чуткого восприятия звучания музыки у дошкольников играет взрослый – педагог, воспитатель, родитель…
Приобщение старших дошкольников к слушанию классической музыки 1. На музыкальных занятиях: Слушание музыки; Творческие импровизации под звучание музыкальных произведений; Сочинение сказок на прослушанное произведение; Ознакомление с художественными произведениями разных эпох. 2. С родителями: Консультации для родителей; Информационные стенды о музыкальных произведениях, концертах в городе для детей; Советы по слушанию и знакомству с музыкальными инструментами; 3. В группе: Музыкально-дидактические игры в музыкальных уголках групп; Аудиозаписи звучания классических музыкальных произведений; Детские музыкальные инструменты и предметы для исследования звука в музыкальных уголках групп Выполнение творческих заданий после прослушивания произведений и т.д. Беседа о прослушанном произведении; Иллюстрации к музыкальным произведениям, портреты композиторов, изображения музыкальных инструментов Подборка стихотворений к музыкальным фрагментам
Слушание классической музыки на музыкальных занятиях
Музыкальное творчество Певческая деятельность Музыкально- ритмическая деятельность Игра на детских музыкальных инструментах Освоение нотной грамоты Театрали- зованная деятельность ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ
Учимся слышать и понимать музыки яркие звуки Младший дошкольный возраст Средний дошкольный возраст Старший дошкольный возраст 1.Откуда берется звук? 2.Что шумит, а что – звучит? 3.Звуки разные бывают (контраст в музыке) 4.Звук – волшебник (контрастные пьесы с разным характером) 1.Разнообразие звуков (исследования и экспериментировани е со звуками) 2.Кто главный в Музыкальной стране? 3.Помощники Королевы Музыки 1.Рождение музыки: великий треугольник «Композитор – исполнитель- слушатель» 2.Многообразие мира музыкальных инструментов и их выразительных возможностей 3.О чем говорит музыка?
«Музыкальный круговорот» Композито р использует нотную грамоту, чтобы записать свои музыкальные представления Слушатель От его слушательской культуры и опыта зависит сумеет ли он понять музыку композитора Исполнитель (солисты, дирижеры, хор, оркестр) От их мастерства зависит, как будет звучать музыка, написанная композитором
Оркестр - чудесный мир звуков и чувств
Получение большого объема культурно- исторических знаний. Развитие эмоциональной сферы, устойчивости внимания Развитие речевых навыков через побуждение к словесному выражению полученных впечатлений Формирование аналитических навыков, развитие мыслительной деятельности Расширение кругозора и слушательской культуры Восприятие звучания музыкальных инструментов, знакомство с оркестровой музыкой
Знакомимся с группами музыкальных инструментов
Размышляем о роли и задачах дирижера в исполнении музыкального произведения
Говорим о музыке с педагогами: какие чувства она вызывает у нас?
«Как мы слушаем музыку и зачем?» 1.Перед прослушиванием: Познакомить с композитором, названием или темой произведения (фрагмента); Использовать для иллюстрации и создания определенного настроения фрагменты литературы, стихи, произведения изобразительного искусства; Использовать демонстрационный материал (картотеки, подборки иллюстраций и т.д.); «Определить проблему» – то есть поставить вопрос, на который дети дадут ответ после слушания; 2. После слушания: Беседа о характере, музыкальных образах («Вам понравилась музыка?», «Какие впечатления она вызывает», «Какое у нее настроение», «Какие музыкальные образы вы услышали…» и т.д.) Беседа о средствах выразительности, способствующих раскрытию образов (темп, ритм, динамика, мелодия, исполнитель) Выполнение творческих заданий после прослушивания произведений: предложить детям выразить свои впечатления в различных формах (рисование, музицирование, музыкально- дидактическая игра и т.д.)
Необходимые материалы в группах (в музыкальных уголках) Иллюстрации к слушанию по темам; Иллюстрации с изображением оркестров и групп музыкальных инструментов; Портреты знаменитых композиторов и фото известных исполнителей музыки; Занимательные истории о происхождении/создании музыкальных инструментов; Музыкально-дидактические игры на развитие восприятия и ознакомления с музыкальной культурой; Аудиозаписи звучания классических музыкальных произведений; Детские музыкальные инструменты и предметы для исследования звука в музыкальных уголках групп; Подборка стихотворений к музыкальным фрагментам и т.д.
И.Штраус – отец.
Морис Равель - Болеро
Такой могучей, сказочною силой Порой бывает музыка полна, Что кажется, как солнце, негасимой, Как океан безбрежною она… Вновь каждый день с волненьем будем ждать, Когда мы дверь в страну мелодий Ключом скрипичным отомкнем опять!.. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ