О реализации Программы подготовки управленческих кадров Директор Департамента экономики социального развития и приоритетных программ Г.Ч. Махакова РАНХиГС, 26 марта 2012 год
Программа подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации 2 Программа подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации реализуется в соответствии с: Указом Президента Российской Федерации от 23 июля 1997 г. 774 «О подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации»; Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 г. 177 «О подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации в 2007/08 – 2014/2015 учебных годах».
О Программе: 1997 – 2012 годы 3 Программа реализуется 15 лет; Подготовлено около специалистов, из них прошли зарубежные стажировки. В Программе участвуют 102 вуза, 75 субъектов Российской Федерации. Странами-партнерами Программы являются 7 стран, заключившие международные соглашения: Германия, Франция, Япония, США, Нидерланды, Норвегия, Финляндия. Специалисты проходят подготовку по нескольким направлениям: экономика и управление; менеджмент в социальной сфере; развитие предпринимательства; менеджмент в сфере инноваций и др.
Программа подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ 4 Требования к участникам Программы установлены Правительством Российской Федерации: Специалисты и вузы отбираются на конкурсной основе: участником Программы является специалист, рекомендованный организацией народного хозяйства, имеющий высшее проф.образование, общий стаж работы не менее 5 лет, опыт работы на руководящих должностях не менее 3 лет. Финансирование Программы осуществляется из трех источников: Средства федерального бюджета (33% от общей стоимости обучения); Средства бюджетов субъектов Российской Федерации (33% от общей стоимости обучения); Средства организаций народного хозяйства, направляющей на обучение, или самого специалиста (34 % от общей стоимости обучения).
5 Программа выполнила свои задачи, поставленные в 1997 году – обеспечила массовую управленческую и экономическую грамотность в российских регионах и готова к достижению новых целей Новая задача Программы - – развитие человеческого капитала для модернизации российской экономики Программа – инструмент инновационного развития, которая гибко реагирует на задачи, стоящие перед экономикой
Новые задачи Программы – подготовка эффективных управленцев для модернизации российской экономики 6 Обеспечение социальной сферы менеджерами нового поколения для эффективной реализации модернизационных процессов в здравоохранении, образовании и других областях; Подготовка сити-менеджеров для реформирования жилищно-коммунальной сферы; Подготовка менеджеров в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности; Обеспечение высококвалифицированными менеджерами инновационных секторов экономики (в том числе биомедицины, биофармацевтики, промышленной биотехнологии и др.);
Модернизация социальной сферы: здравоохранение и образование 7 Реализация приоритетных национальных проектов «Образование» и «Здоровье»; Реализация пилотных проектов, направленных на повышение качества услуг в сфере здравоохранения и образования; Реализация законодательства Российской Федерации, направленного на повышение хозяйственной самостоятельности бюджетных и автономных учреждений, отказ от субсидиарной ответственности государства по обязательствам указанных учреждений и др.; Перевод бюджетных учреждений на работу по государственному (муниципальному) заданию на предоставление гражданам государственных и муниципальных услуг
Новая социальная политика диктует новые требования и новые управленческие компетенции работников системы здравоохранения и образования 8 Повышение экономической мотивации учреждений здравоохранения и образования к росту эффективности; Развитие конкуренции при оказании образовательных и медицинских услуг; Устранение административных барьеров для развития конкуренции; Обеспечение прозрачности рынка платных услуг, обеспечение качества образовательных и медицинских услуг; Повышение эффективности государственных инвестиций в переоснащение учреждений образования и здравоохранения; Привлечение частного капитала в систему образования и здравоохранения.
Справочно: 9
Цель Программы подготовки управленческих кадров в сфере здравоохранения и образования 10 Обучить до управленцев в сфере здравоохранения и образования, современным управленческим компетенциям и технологиям; Ускорить модернизационные процессы в социальной сфере; Повысить доступность качественных медицинских и образовательных услуг населению; Выстроить обратную связь между руководителями учреждений здравоохранения и образования, реализующими модернизационные программы, и руководителями федеральных органов исполнительной власти, формирующих идеологию этих программ; Сформировать списки участников Программы для рекомендации в кадровые резервы всех уровней власти.
Особенности реализации Программы подготовки управленческих кадров в сфере здравоохранения и образования 11 В Программе участвуют все 83 субъекта Российской Федерации; Финансирование Программы осуществляется полностью за счет средств федерального бюджета (в 2011 году – 325,0 млн.рублей, 2012 – 2014 годы по 248,2 млн.рублей ежегодно); Подготовка специалистов осуществляется на базе ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», ее филиалах и 4 вузах-партнерах; Субъект Российской Федерации оплачивает проезд к месту обучения и обратно, командировочные расходы.
Программа подготовки управленческих кадров в сфере здравоохранения и образования 12 По итогам обучения в Программе должны быть подготовлены проекты по внедрению методов и технологий, направленных на модернизацию деятельности учреждений здравоохранения и образования с экономическим обоснованием его внедрения и расчетом экономической эффективности; Создание условий для последующего тиражирования и возможного практического использования разработанных проектов в деятельность учреждениями здравоохранения и образования (более проектов за весь период реализации Программы); По итогам отбора проектов управленцы, подготовившие лучшие проекты, будут направлены на зарубежные стажировки (до 200 человек ежегодно) на базе ведущих медицинских и образовательных учреждений; Зарубежные стажировки проводятся в странах, добившихся значительных успехов в ходе модернизации национальных систем образования и здравоохранения.
Направления развития Программы в 2012 году 13 Самостоятельная работа слушателей Программы с базой информационных ресурсов, включающих выступления руководителей, проектов участников Программы по итогам обучения в 2011 году и индивидуальных отчетов по итогам зарубежных стажировок; Организация семинаров и «круглых столов» с руководителями (заместителями руководителя) министерств и ведомств с целью обсуждения наиболее актуальных проблем сфере здравоохранения и образования; Увеличение в образовательных программах количества учебных часов, на подготовку проектов слушателями Программы;
Направления развития Программы на 2012 год 14 Создание рабочей группы при Комиссии по организации подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации по отбору лучших проектов; Оценка экономической эффективности внедрения проектов с использованием экономического инструментария.