Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемИгорь Нистратов
1 ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ 1. Предпосылки философии Нового Времени 2. Периодизация эпохи Нового Времени 3. Специфика западной философии ХVII – ХVIII вв. 4. Практическое значение философии Нового Времени ХVII в. 5. Философия эпохи Просвещения (ХVIII в.): основные проблемы 6. Итоги эпохи Просвещения 7. Немецкая классическая философия 8. Заслуги немецкой классической философии
2 Предпосылки философии Нового Времени Продолжение кризиса феодализма в XVII веке. Развитие капитализма в протестантских странах. Изменение экономических, политических и социальных отношений, общественного сознания. Развитие естествознания: XVII в. - эпоха научной революции. Открытия Исаака Ньютона: - три закона движения (з. инерции, з. ускорения и з. равного противодействия), - закон всемирного тяготения.
3 Философия Нового Времени: периодизация 1. Философия XVII в. 2. Философия Просвещения (XVIII в.) 3. Немецкая классическая философия (нач. XVIII - сер. XIX в.)
4 Специфика философии Нового Времени 1) Развитие эмпиризма (Ф. Бэкон), рационализма (Р.Декарт), сенсуализма (Т. Гоббс, Дж. Локк). Формирование гипотетико-дедуктивного метода (И. Ньютон) 2) Разработка основ механистической картины мира (ньютона-картезианской) и связанных с ней идей деизма (Р. Декарт, И. Ньютон) 3) Человек - «венец Творения» 4) Опора философии на науку. Проблемы гносеологии – главные (проблема субстанции, психофизическая проблема, вопрос о первичных и вторичных качествах – Дж. Локк, Дж. Беркли и др.) 5) Принципиальный рационализм как основа мировоззрения. Культ разума. 6) Гносеологический оптимизм - вера в безграничную способность человеческого познания. 7) Прогрессизм: идея прогресса доведена до поклонения. 8) Зарождение идеологии Просвещения. Формирование «юридического мировоззрения» 9) Рациональное овладение процедурой самосознания (особая заслуга – у немецкой классической философии).
5 Философия Нового Времени (ХVII – ХVIII вв.) Английская эмпирическая философия Материалистическое направление Эмпиризм Ф. Бэкон, Т. Гоббс Сенсуализм Дж. Локк Идеалистическое направление Субъективный идеализм Д. Беркли Агностицизм Д. Юм Французское просвещение Д.Дидро, Вольтер, Ж.-Ж. Руссо и др.
6 Эмпиризм – учение, признающее опыт единственным источником познания Рационализм – учение, утверждающее первенство разума в познании, независимость разума от чувственных восприятий Сенсуализм - философское направление, близкое к эмпиризму. В сенсуализме чувственность признается исходной и главной формой достоверного познания Деизм – религиозно-философское учение, признающее существование Бога как творца мира, но отрицающее его участие в жизни природы, общества и человека Субъективный идеализм: философское учение о том, что единственно подлинно достоверной субстанцией является познающий субъект: «Быть – значит быть воспринимаемым [субъектом познания]» Объективный идеализм – философское учение о том, что единственно подлинно достоверной субстанцией является объективно существующее идеальное начало – Абсолютный Дух, Абсолютная Идея и т.п., вне связи с индивидуальным сознанием Агностицизм – учение о принципиальной непознаваемости истины и действительного мира вообще
7 Философия Нового Времени (ХVII – ХVIII вв.) Западноевропейская рационалистическая философия Дуализм Р. Декарт Субстанциальный монизм + пантеизм Б. Спиноза Субстанциальный плюрализм +объективный идеализм Г.В. Лейбниц
8 ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ (XVIII В.) Основные черты эпохи: Культ человеческого разума (научного разума) Прогрессизм Акцент на связи науки и практики Развитие социальных утопий (Анри Клод Сен- Симон и др.) Критика метафизики
9 Общественно-правовой идеал Просвещения Естественно-правовой идеал -Неотчуждаемые права: на жизнь, свободу и собственность (Дж.Локк и др.) - Правовое равенство индивидов - Освобождение от конфессиональных, национальных и сословных границ - Одна из основных проблем - «частный человек» (эгоист) и «человечество вообще» (с идеалом социального равенства и справедливости) - Проблема прав человека и гражданского общества.
10 Немецкая классическая философия (нач. XVIII - сер. XIX в.) Гносеологический дуализм («трансцендентальный идеализм») И. Кант Немецкий классический идеализм Антропологичес- кий материализм Л. Фейербах Субъективный идеализм И.Г. Фихте Объективный идеализм Ф.В.Й. Шеллинг, Г.В.Ф. Гегель
11 Теория познания Иммануила Канта («Критика чистого разума») Поставил вопрос о границах человеческого познания. Доказывал, что человеческий разум ограничен в силу особенностей человеческой природы.
12 Трансцендентные сущности – Бог, свобода, бессмертие; принципиально непознаваемы. ГОРИЗОНТ ОПЫТА Трансцендентальное - всякое познание, занимающееся не столько предметами, сколько видами нашего познания предметов, поскольку это познание должно быть возможным a priori (до опыта)
13 «Вещь в себе» – ноумен: внутренняя сущность вещи, которая никогда не может быть познана в чистом виде разумом «Вещь-для нас» – феномен (явление) Человек познает феномены и не способен познать целиком ноумены (он познает только лишь одну их сторону, которая открыта человеку) Априорные схемы- инструменты человеческого познания, с помощью которых разум организует чувственный опыт
14 Этика Иммануила Канта («Критика практического разума») Категорический императив (абсолютное долженствование, априорный закон) – основной закон этики. «Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла быть принципом всеобщего законодательства» (Максима – это личный мотив поступка человека). Современная трактовка категорического императива: человек должен действовать так, чтобы его поступки были образцом для всех; человек должен относиться к другому человеку только как к цели, а не как к средству.
15 Кант: метафизические идеи (такие как Бог, душа, бессмертие) нужны, чтобы обосновать мораль; Бог, свобода, бессмертие – предметы практического разума
16 Иоганн Готлиб Фихте Один из основателей субъективного идеализма. * Отвергает кантовскую идею вещей в себе. * Выдвигает Я-концепцию. - единственная реальность - субъективное человеческое "Я", в котором заключается весь мир. *Три основных положения теоретической философии (взаимодействие Я с окружающим миром): - тезис - антитезис - синтез. Фихте определяет философию как «наукоучение», или науку о науке Фихте определяет философию как «наукоучение», или науку о науке
17 "Я" (активное творение, начало, субъект, сознание человеческой личности) взаимодействует с "не-Я" (пассивным началом окружающим миром) внутри Абсолютного Я (вместилища, высшей субстанции). «Я-концепция» И.Г. Фихте
18 Фридрих Вильгельм Йозеф фон Шеллинг * Главная цель – понять и объяснить абсолютное – первоначало бытия и мышления. Возвращает статус природе. Но: понимает природу идеалистически Природа ="абсолютное" первопричина и первоначало всего, охватывающее все остальное. Природа есть единство субъективного и объективного, вечный разум. Материя и дух едины и являются свойствами природы, различными состояниями Абсолютного Разума Также: попытка синтеза философии и искусства. Искусство способно охватить действительность в ее целостности
19 Георг Вильгельм Фридрих Гегель * Представитель объективного идеализма. - основное понятие - Абсолютный Дух (основа всего сущего) = Абсолютная Идея. - самораскрытие Абсолютного Духа в пространстве - природа; самораскрытие во времени история. Создал диалектический метод. - принцип тождества мышления и бытия: «Все разумное действительно, а все действительное разумно». * Выделил категории и законы диалектики. - закон единства и противоречия противоположностей; - закон перехода количественных изменений в качественные; - закон отрицания отрицания.
21 «Моим намерением было – способствовать приближению философии к форме науки – к той цели, достигнув которой она могла бы отказаться от своего имени любви к знанию и быть действительным знанием». Гегель, «Феноменология духа»
22 Людвиг Андреас Фейербах * Ядро философской концепции – антропологический материализм. - выдвижение на первый план сущности человека. - человек понимается преимущественно как физиологическое, биологическое, а не как общественное существо. Атеизм: - образ бога – это гипостазирование и «отчуждение» сущности самого человека Определение: гипостазирование- опредмечивание абстрактных сущностей, приписывание им реального, предметного существования. - перенесение на Бога человеческих черт (в идее Бога – преображенный, «перевернутый» мир человека, который создает Бога по своему образу и подобию) - религия – продукт человеческой фантазии
23 ЗАСЛУГИ НЕМЕЦКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ - Философия оформлена в строгую систему научного знания - Разработаны законы диалектики (Гегель – объективный идеализм, за ним в XIX в. – К. Маркс – диалектический материализм)
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.