Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемСтанислав Митрошкин
1 БЫТИЕ Выполнила: студентка 101 группы Овчаренко Анна
2 ВВЕДЕНИЕ Понятие бытие подчеркивает единство мира, взаимосвязь, взаимодействие, взаимопереход его материального и духовного начал. Так, созданию любой машины, механизма предшествуют цель, идея, план, проект, а мысли, чувства, настроения человека, выражающие его неудовлетворенность условиями жизни, побуждают его к практическим действиям по преобразованию общества в интересах живущих в нем людей. Понятие бытие подчеркивает единство мира, взаимосвязь, взаимодействие, взаимопереход его материального и духовного начал. Так, созданию любой машины, механизма предшествуют цель, идея, план, проект, а мысли, чувства, настроения человека, выражающие его неудовлетворенность условиями жизни, побуждают его к практическим действиям по преобразованию общества в интересах живущих в нем людей.
3 Бытие – философская категория, в которой фиксируются убеждения человека в существовании окружающего его мира и его самого со своим сознанием. Бытие – это реальная жизнь природы, общества и человека в бесконечном разнообразии их проявлений. Понятия бытие.
4 ИСТОРИЯ ПОНЯТИЯ
5 Введение Любое философское рассуждение начинается с понятия о бытии. Вопрос о том, что такое бытие, постоянно присутствует в любом философствовании. Он возник вместе с зарождением философии и будет постоянно сопровождать ее, пока будет существовать мыслящее человечество. Это вечный вопрос. И глубина его содержания неисчерпаема. Любое философское рассуждение начинается с понятия о бытии. Вопрос о том, что такое бытие, постоянно присутствует в любом философствовании. Он возник вместе с зарождением философии и будет постоянно сопровождать ее, пока будет существовать мыслящее человечество. Это вечный вопрос. И глубина его содержания неисчерпаема.
6 Индийская философия представляет собой совокупность философских теорий всех индийских мыслителей, древних и современных, индусов и не индусов, теистов и атеистов. Некоторые полагают, что «индийская философия» (Indian philosophy) есть синоним «философии индусов» (Hindu philosophy). Это было бы верно в том случае, если бы слово «индус» понималось исключительно в географическом смысле как житель Индии. Однако поскольку под словом «индус» подразумевается последователь индуизма, то есть определенного религиозного верования, то такое отождествление было бы неправильным и дезориентирующим. Философия Древней Индии
7 Категория «бытие» в Древней Индии. Впервые понятие «бытие» (cam) в сопоставлении с понятием «небытие»(acam) упоминается в древнеиндийском философском трактате «Ригведа» Впервые понятие «бытие» (cam) в сопоставлении с понятием «небытие»(acam) упоминается в древнеиндийском философском трактате «Ригведа»
8 Формирование категории «бытие» в Древнем Китае. Исторически сложилось так, что развитие Китая в течение длительного периода времени шло обособленно от развития европейских стран. Знания китайцев об окружающем их мире были очень ограниченными это способствовало появлению Древнем Китае представлений о том, что Китай является центром мира, а все остальные страны находятся в вассальной зависимости от него. Исторически сложилось так, что развитие Китая в течение длительного периода времени шло обособленно от развития европейских стран. Знания китайцев об окружающем их мире были очень ограниченными это способствовало появлению Древнем Китае представлений о том, что Китай является центром мира, а все остальные страны находятся в вассальной зависимости от него. Философия Древнего Китая.
9 Формирование категории «бытие» в Древнем Китае.
10 Даосизм ДАОСИЗМ учение о дао или "пути вещей". Как особая система философствования возникает в Китае в 65 вв. до н.э. Основоположником даосизма принято считать Лао-цзы (много позже, в эпоху Тан 79 вв. был канонизирован как святой). Видными представителями даосизма (4 3 вв. до н.э.) являлись Ян Чжу, Инь Вэнь, Чжуан- цзы и др. Согласно постулатам даосизма, только соблюдение естественных законов (дао) жизни позволяет человеку "сохранить в целостности свою природу". Лишь на этой основе представляется возможным постижение истины и овладение мудростью. ДАОСИЗМ учение о дао или "пути вещей". Как особая система философствования возникает в Китае в 65 вв. до н.э. Основоположником даосизма принято считать Лао-цзы (много позже, в эпоху Тан 79 вв. был канонизирован как святой). Видными представителями даосизма (4 3 вв. до н.э.) являлись Ян Чжу, Инь Вэнь, Чжуан- цзы и др. Согласно постулатам даосизма, только соблюдение естественных законов (дао) жизни позволяет человеку "сохранить в целостности свою природу". Лишь на этой основе представляется возможным постижение истины и овладение мудростью.
11 В основе мира лежит материальная субстанция ци (вещество), а источник его движения – взаимно обусловленные противоположные силы: свет – тьма, тепло – холод, твердое – мягкое, мужское – женское и т.д. Представители даосизма утверждали:
12 Философия в древнерусской мифологии Философская мысль древней Руси и периода феодальной раздробленности усваивала достижения античной и византийской цивилизаций и одновременно делала первые самостоятельные шаги. Она развивалась в рамках религиозного мировоззрения. Но за религиозной оболочкой скрывалась сильная и самобытная мысль, исследовавшая вопросы миросозерцания, пытавшаяся найти теоретический ответ на практические вопросы. Философская мысль в феодальной Руси XIV- XVI вв. развивалась все еще в рамках религиозной идеологии. Вместе с тем в этот исторический период она сделала крупный шаг вперед, что было связано с появлением ростков рационализма, попыток критически, с позиций разума подойти к догматам православно- христианского вероучения и к деятельности православной церкви. Хотя рационализм существовал еще внутри зарождения тенденции к отделению философии от религии и богословия.
13 Согласно «Велесовой книге» бытие представлено 3-мя субстанциями: Согласно «Велесовой книге» бытие представлено 3-мя субстанциями: Явь – видимый, реальный мир; Явь – видимый, реальный мир; Навь – потусторонний мир мертвецов; Навь – потусторонний мир мертвецов; Правь – истина и закон Сварога Правь – истина и закон Сварога Категория «бытие» в древнерусской мифологии
14 Явь Навь Правь
15 Философия Древней Греции Для античной философии в той или иной степени свойственно не расчленение бытия и мышления во всех аспектах: гносеологическом, онтологическом и этическом. В то же время в ней были заложены основы для познания сущего в последующие века человечества (обоснование истины, добра, красоты, свободы через понятие бытия, творческая активность бытия и т.д.) Для античной философии в той или иной степени свойственно не расчленение бытия и мышления во всех аспектах: гносеологическом, онтологическом и этическом. В то же время в ней были заложены основы для познания сущего в последующие века человечества (обоснование истины, добра, красоты, свободы через понятие бытия, творческая активность бытия и т.д.)
16 Термин «бытие» в Древней Греции Доказывал, что бытие непрерывно, однородно и неподвижно, оно не содержит в себе никакого небытия и воспринимается только мыслью. «Одна и та же вещь существует и не существует» Гераклит Парменид
17 Фиксировали бытие как специфическую категорию для обозначения твердого вещества в его противопоставлении с небытием (пустотой). Фиксировали бытие как специфическую категорию для обозначения твердого вещества в его противопоставлении с небытием (пустотой). Левкипп Демокрит
18 небытие
19 Объединял идеальное бытие с чувственно воспринимаемыми вещами в таких категориях, как «предельное» и «беспредельное», «единое» и «многое», «покой» и «движение» и т.д Понимал бытие в 4-х смыслах: 1) как материальную вещь или ее составные части; 2) как существенный принцип материальной вещи; 3) как совокупность частей вещи в свете данного принципа; 4) как форму вещи, актуально ее организующую. Аристотель Платон
20 Середина XIXв. идеалисты. - Идеалист - человек бескорыстный, бескорыстно служащий какому-нибудь делу, идее. Человек, идеализирующий действительность, мечтатель, непрактичный человек. ИДЕАЛИ́ЗМ тип философствования; школы и направления в истории философии, способ выбора жизненной позиции, признающей в качестве первичного субстанционального начала идеальное в той или иной его форме.
21 Отделяли бытие от природы, рассматривая его как самостоятельную сущность и первоначало объективного мира, а это неизбежно приводило к религиозным трактовкам мироздания или к логическим абстракциям. Отделяли бытие от природы, рассматривая его как самостоятельную сущность и первоначало объективного мира, а это неизбежно приводило к религиозным трактовкам мироздания или к логическим абстракциям. Понятие «бытие» в середине XIXв. идеалистами
22 Середина XIXв. материалисты. Середина XIXв. материалисты. Материалист - последователь философского материализма, человек с материалистическим мировоззрением. Деловой человек, практик. Человек, заботящийся о выгодах, поглощенный материальными интересами. МАТЕРИАЛИЗМ - Философское учение, признающее, в противоп. идеализму, первичность материи по отношению к духу. Материализм берет природу за первичное, дух за вторичное, на первое место ставит бытие, на второе мышление.
23 Бытие – это бытие природы. В этой позиции они основывались на достижениях естественных наук. Это понятие употреблялось в смысле чувственно воспринимаемой материи, фактического существования материального. Бытие – это бытие природы. В этой позиции они основывались на достижениях естественных наук. Это понятие употреблялось в смысле чувственно воспринимаемой материи, фактического существования материального. Понятие «бытие» в середине XIXв. материалистами
24 Немецкая классическая философия – это громадное достижение в области философии, достижение, значимость которого трудно переоценить. Вместе с тем весь период развития классической философии предстает как целостный процесс, включающий в себя взаимодействие и противоборство различных концепций, а также их взаимовлияние. Немецкая классическая философия – это громадное достижение в области философии, достижение, значимость которого трудно переоценить. Вместе с тем весь период развития классической философии предстает как целостный процесс, включающий в себя взаимодействие и противоборство различных концепций, а также их взаимовлияние. Немецкая философия
25 Формирование категории «бытие» в немецкой философии Под бытием понимали бесконечное и независимое от сознания существование материи, основываясь на следующих положениях: 1) нет начала вообще, а есть начало существования конкретных объектов, процессов и явлений и начало познания бытия материи. 2) небытие не означает пустоты или абсолютного исчезновения материи. 3) нет бытия самого по себе, а есть бытие материи.
26 История понятия «бытия» формировалось в течении длительного времени, претерпевая множество изменений, каждый смотрел на это понятие по-своему, в результате это привело к современному понятию бытия дошедшего до наших дней. История понятия «бытия» формировалось в течении длительного времени, претерпевая множество изменений, каждый смотрел на это понятие по-своему, в результате это привело к современному понятию бытия дошедшего до наших дней. Вывод:
27 2 способа существования бытия
28 Физическое существование бытия
29 Духовное существование бытия
30 физическое физическое духовное духовное Бытие человека
32 Вывод Бытие – философская категория Бытие – философская категория Категория «бытие» имеет продолжительную историю Категория «бытие» имеет продолжительную историю «Бытие»- философский объект размышления «Бытие»- философский объект размышления Бытие человека специфично Бытие человека специфично
33 Проверочное задание (А) 1. В каком трактате впервые упоминается о бытие? А) «О душе» Б) «Ригведа» 2. бытие – это..? А) взгляд на мир Б) философская категория В) философский трактат 3. Основоположником даосизма был? А) Лао –цзы Б) Ян Чжу В) Р.Гоклениус 4 «Одна и та же вещь существует и не существует»Кому принадлежит данное высказывание? А) Парменид Б)ГераклитВ)Демокрит 5 Материалист это…? А) Служащий какому-нибудь делу, идеи Б) деловой человек, практик? 6 Что такое «Ци»? А) организм Б) вещество В) Музыкальный инструмент
34 Проверочное задание (В) 1. Заполните таблицу: Физическое существование бытия Духовное существование бытия
35 Платон Платон Аристотель Аристотель Гераклит Гераклит Демокрит Демокрит М.Горький М.Горький Бытие, как материальная вещь или ее составные части Бытие, как материальная вещь или ее составные части «Одна и та же вещь существует и не существует» «Одна и та же вещь существует и не существует» Бытие категория для обозначения твердого вещества в его противопоставлении с небытием. Бытие категория для обозначения твердого вещества в его противопоставлении с небытием. «бытие человека загадочно, и эта загадочность весьма похожа на бессмыслие» «бытие человека загадочно, и эта загадочность весьма похожа на бессмыслие» Объединял идеальное бытие с чувственно воспринимаемыми вещами Объединял идеальное бытие с чувственно воспринимаемыми вещами 2. Соотнесите:
36 Проверочное задание (С) СИКВЕЙНБытие 1. (первая строка – тема, выраженная одним словом, обычно именем существительным); 2. (вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными); 3. (третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами) 4. (четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к этой теме); 5. (пятая строка – одно слово – синоним первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющий суть темы)
37 Вопросы для размышления: 1 Согласны ли вы что бытие человека специфично? Ответ аргументируйте 1 Согласны ли вы что бытие человека специфично? Ответ аргументируйте 2 «Одна и та же вещь существует и не существует». (Гераклит) Как вы понимаете данную цитату? 2 «Одна и та же вещь существует и не существует». (Гераклит) Как вы понимаете данную цитату? 3 Подумайте, что для вас понятие бытие? 3 Подумайте, что для вас понятие бытие?
38 СЛОВАРЬ
39 А АТЕИЗМ (от греч. atheos безбожный). В традиционном понимании ментально-мировоззренческая установка, программно альтернативная теизму, т.е. основанная на отрицании наличия трансцендентного миру начала бытия. АТЕИЗМ (от греч. atheos безбожный). В традиционном понимании ментально-мировоззренческая установка, программно альтернативная теизму, т.е. основанная на отрицании наличия трансцендентного миру начала бытия.
40 Б БЫТИЕ категория, фиксирующая основу существования (для мира в целом или для любой разновидности существующего); в структуре философского знания выступает предметом онтологии. БЫТИЕ категория, фиксирующая основу существования (для мира в целом или для любой разновидности существующего); в структуре философского знания выступает предметом онтологии.
41 Г ГНОСЕОЛОГИЯ (греч. gnosis знание, logos учение) философская дисциплина, занимающаяся исследованиями, критикой и теориями познания, теория познания как таковая. Г. рассматривает процесс познания с точки зрения отношений субъекта познания (исследователя) к объекту познания (исследуемому объекту) или в категориальной оппозиции "субъект объект".
42 Д ДАОСИЗМ учение о дао или "пути вещей". Как особая система философствования возникает в Китае в 65 вв. до н.э
43 И ИДЕАЛИ́ЗМ тип философствования; школы и направления в истории философии, способ выбора жизненной позиции, признающей в качестве первичного субстанционального начала идеальное в той или иной его форме.
44 К КАТЕГОРИЯ (греч. kategoria высказывание, обвинение; признак) предельно общее понятие. Образуется как последний результат отвлечения (абстрагирования) от предметов их особенных признаков. Для него уже не существует более общего, родового понятия, и, вместе с тем, он обладает минимальным содержанием, т.е. фиксирует минимум признаков охватываемых предметов. КАТЕГОРИЯ (греч. kategoria высказывание, обвинение; признак) предельно общее понятие. Образуется как последний результат отвлечения (абстрагирования) от предметов их особенных признаков. Для него уже не существует более общего, родового понятия, и, вместе с тем, он обладает минимальным содержанием, т.е. фиксирует минимум признаков охватываемых предметов.
45 М МАТЕРИАЛИЗМ - Философское учение, признающее, в противоп. идеализму, первичность материи по отношению к духу. Материализм берет природу за первичное, дух за вторичное, на первое место ставит бытие, на второе мышление.
46 О ОНТОЛОГИЯ (греч. on, ontos сущее, logos учение) учение о бытии: в классической философии учение о бытии как таковом, выступающее (наряду с гносеологией, антропологией и др.) базовым компонентом философской системы. ОНТОЛОГИЯ (греч. on, ontos сущее, logos учение) учение о бытии: в классической философии учение о бытии как таковом, выступающее (наряду с гносеологией, антропологией и др.) базовым компонентом философской системы.
47 Р РАЦИОНАЛИЗМ (лат. ratio разум) определенная общая ориентация и стилистика мышления, а также доминирующая линия философского развития, идущая от Платона вплоть до первой трети середины 19 в. со свойственными ей установками на разумность и естественную упорядоченность мира, наличие в нем внутренней логики и гармонии, а также убеждением в способностях разума постичь этот мир и устроить его на разумных началах. РАЦИОНАЛИЗМ (лат. ratio разум) определенная общая ориентация и стилистика мышления, а также доминирующая линия философского развития, идущая от Платона вплоть до первой трети середины 19 в. со свойственными ей установками на разумность и естественную упорядоченность мира, наличие в нем внутренней логики и гармонии, а также убеждением в способностях разума постичь этот мир и устроить его на разумных началах.
48 Т ТЕИЗМ (греч. theos бог) специфический тип религиозного сознания, вероучение которого центрируется вокруг аксиологически максимальной персонификации Бога как трансцендентного миру разумного начала. ТЕИЗМ (греч. theos бог) специфический тип религиозного сознания, вероучение которого центрируется вокруг аксиологически максимальной персонификации Бога как трансцендентного миру разумного начала.
49 Хрестоматия
50 « Быть - значит соединяться, и чем выше уровень бытия, тем теснее соединение» Джон Роберт Фаулз «Бытие человека загадочно, и эта загадочность весьма похожа на бессмыслие» Максим Горький
51 «Два мира властвуют от века, два равноправных бытия:один объемлет человека, другой - душа и жизнь моя» А.А. Фет « Единственное, что мы можем сказать о человеческой природе, это то, что она изменяется. Изменение - это единственное качество, которое можно предсказать... Системы, которые терпят неудачу, это те, что полагаются на неизменность человеческой природы, а не на ее рост и развитие» Оскар Уайльд
52 Использованные источники: В.В.Бобров «Введение в философию»(учебное пособие, Москва-Новосибирск ИНФРА-М – Сибирское соглашение г.) В.В.Бобров «Введение в философию»(учебное пособие, Москва-Новосибирск ИНФРА-М – Сибирское соглашение г.) Школьный философский словарь (Т.В.Горбунов, Москва «просвещение»-АО «учебная литература»1995) Школьный философский словарь (Т.В.Горбунов, Москва «просвещение»-АО «учебная литература»1995) Философия (А.Г.Спиркин Москва «Гардарики»2000) Философия (А.Г.Спиркин Москва «Гардарики»2000) Ресурсы интернета Ресурсы интернета
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.