Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемЛюдмила Михалищева
1 Выбор страховщика банком: подходы к оценке надежности Алексей Янин руководитель направления рейтингов страховых компаний
2 Обзор основных рисков российских страховщиков - риск отзыва лицензии в связи с проведением налогооптимизирующих операций при активизации борьбы регулирующих органов со схемами - риск, связанный с высокой долей фиктивных активов в структуре инвестированного капитала гг. Сейчас -осознанный демпинг, выражающийся как в занижении тарифов, так и в завышении агентской комиссии -стремительный рост убыточности ОСАГО и автокаско -рост уровня расходов на ведение дела, связанный с построением системы бизнес-процессов. Риск отзыва лицензии в результате осуществления схемных операций в настоящее время значительно увеличился, но при этом он перестал быть характерным для большинства ведущих страховщиков.
3 Реализация риска неконтролируемого роста убыточности в скором времени должна привести к учащению случаев банкротств страховых компаний. Рейтинговое агентство «Эксперт РА» прогнозирует, что в зоне риска окажутся 3-4 крупных страховщика федерального уровня, средних и небольших страховщиков, работающих в Москве, и около четверти всех региональных страховых компаний. Влияние риска роста убыточности отражается на деятельности российских страховщиков по-разному. Для крупных страховщиков федерального уровня риск заключается в общем ухудшении финансового состояния и снижении текущего рейтинга надежности, для средних и небольших, а также региональных компаний – в генерации убытков, невозможности отвечать по своим обязательствам без дополнительных денежных вливаний и, как результат, банкротстве. Высокая вероятность банкротства страховщиков
4 Типичные ошибки при определении уровня надежности страховой компании 1)Ориентация на размерные показатели (величина уставного капитала, доля рынка, прирост взносов). 2)Неверный выбор относительных показателей для анализа (например, уровень выплат вместо показателей убыточности). 3)Неверный выбор относительных весов различных критериев. Выбранная один раз модель не меняется со временем. 4)Неверный выбор критериев для оценки вследствие невозможности получить доступ к информации по большому числу страховых компаний.
5 Типичные ошибки при определении уровня надежности страховой компании 5) Проведение анализа по ограниченному числу взаимозаменяемых показателей. 6) Ориентация при анализе только на официальную отчетность. Невозможность аналитику получить доступ к значительной части управленческой информации, провести интервью с руководителем компании. 7) Крайняя ограниченность аналитических ресурсов как в количественном плане, так и в плане квалификации. Как следствие, решения либо строго формализованы, либо, наоборот, принимаются лично одним аналитиком, а не группой высококвалифицированных специалистов.
6 Преимущества использования рейтингов надежности 1. Оценка производится по методике, прошедшей несколько независимых проверок и проверенной временем. 2. Оценка надежности – основной вид деятельности рейтингового агентства. Рейтинговые агентства конкурируют между собой. Репутация агентства создается годами и может быть разрушена при присвоении неадекватных оценок. 3. Решения принимаются только на коллегиальной основе. Существуют многоуровневые механизмы контроля ошибок и преднамеренных искажений.
7 Преимущества использования рейтингов надежности Почему вы доверяете вашему аналитику, который легко поменяет место работы и род деятельности, если обнаружится его некомпетентность, больше, чем рейтинговому агентству, для которого репутация – единственный актив? 4. Рейтинговые агентства имеют доступ к значительному массиву конфиденциальной управленческой информации компаний, аналитики агентства имеют возможность проводить подробные интервью с руководителями и специалистами страховых компаний. 5. Рейтинговые агентства имеют данные по десяткам страховых компаний, что позволяет повысить объективность критериев оценок. 6. Использование рейтинговых оценок, в отличие от содержания штата собственных аналитиков, абсолютно бесплатно.
8 Источники информации 1. Официальная отчетность (за два последних года) 2. Дополнительная информация (в форме анкеты) 3. Стратегия развития компании 4. Интервью с руководством компании 5. Информация из открытых источников
9 Основные принципы определения уровня надежности СК Надежность страховой компании Платежеспособность способность выполнить существующие обязательства, исходя из имеющихся у компании активов Финансовая устойчивость способность сохранять существующий уровень платежеспособности в течение некоторого времени при возможных неблагоприятных внешних и внутренних воздействиях
10 Базовые принципы методики «Эксперт РА» Сравнительный анализ Позитивное влияние фактора Нейтральное влияние фактора Негативное влияние фактора Исторический анализ Построение тренда Оценка колебаний Интеграция платежеспособности и финансовой устойчивости Многофакторность Количественный и качественный анализ
11 Определение уровня платежеспособности Рассчитывается ряд финансовых соотношений, характеризующих соответствие активов компании ее обязательствам. Основной показатель – уточненная страховая ликвидность- нетто Рассчитывается по сложной формуле. Упрощенный вид формулы: Наиболее ликвидные активы-нетто + дебиторка - кредиторка / страховые резервы-нетто К наиболее ликвидным активам относятся денежные средства, банковские депозиты, векселя банков, ценные бумаги, обращающиеся на бирже, государственные ценные бумаги, иные активы с понижающим коэффициентом, определяемым аналитиками Агентства
12 Определение уровня финансовой устойчивости Проводится факторный анализ по следующим направлениям: - размер компании - внешние факторы устойчивости - сбалансированность страхового портфеля - развитость и устойчивость клиентской базы - перестраховочная политика компании - сбалансированность финансовых потоков - инвестиционная политика - состояние филиальной сети
13 Отдельные факторы финансовой устойчивости Размерный фактор размерные показатели деятельности компании, направление и стабильность их изменения. Внешние факторы устойчивости структура собственности, качество аудиторской проверки, соответствие компании требованиям регулирующих органов. Сбалансированность страхового портфеля уровень диверсификации по видам страхования, обоснованность тарифной политики компании, соответствие резервов компании ее реальным обязательствам и качеству управления страховым портфелем (доле расторгнутых договоров и др. показателям).
14 Отдельные факторы финансовой устойчивости Развитость и устойчивость клиентской базы размер и качество клиентской базы страховой компании, уровень лояльности страхователей, степень влияния основных клиентов на деятельность компании и др. Перестраховочная политика компании надежность партнеров компании по перестраховочной деятельности, диверсификация перестраховочной защиты, структура размещения рисков, эффективность перестраховочной защиты. Сбалансированность финансовых потоков анализ динамики дебиторской и кредиторской задолженности, убыточности по видам страхования, общей рентабельности активов, уровня расходов на ведение дела и др. показателей.
15 Отдельные факторы финансовой устойчивости Инвестиционная политика В рамках данного фактора инвестиционный портфель компании анализируется с точки зрения надежности, ликвидности, рентабельности и диверсифицированности вложений. Состояние филиальной сети Анализируется степень географической диверсификации деятельности, присутствие компании на перспективных региональных страховых рынках и эффективность работы филиалов.
16 Резюме Повышает надежность Снижает надежность универсальность специализация диверсификация концентрация высокая ликвидность низкая ликвидность низкая убыточность высокая убыточность высокая репутация партнеров по перестрахованию низкая репутация партнеров по перестрахованию рост стагнация стабильность динамики показателей нестабильность динамики показателей отсутствие зависимости от основных клиентов и/или отрасли наличие зависимости от основных клиентов и/или отрасли обширная география деятельности небольшая география деятельности
17 Можно ли доверять рейтинговым агентствам? Да, но только при соблюдении следующих условий: Объективность (решения принимаются только на коллегиальной основе) Опыт профессиональной деятельности Публичность и доступность оценок Независимость Достаточность ресурсов Признание со стороны бизнес-сообщества Прозрачность деятельности Конфиденциальность Адекватность методик рейтинговой оценки Оперативность Соблюдение этических норм ведения бизнеса
18 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ Алексей Янин руководитель направления рейтингов страховых компаний (495) * 1628
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.