Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемЕвгений Завадовский
1 Развитие слуховой памяти в играх и упражнениях Учителя-логопеды: Каткова Л.И. Романенкова Е.В.
2 Как понять, что у ребенка проблемы со слуховой памятью Слуховая память –умение удерживать в памяти и воспроизводить сложную многоступенчатую инструкцию, ряд действий, слов и т.д. Слуховая память относится к образной, то есть это память на определенные образы при помощи слухового анализатора В большинстве случаев это проявляется невнимательностью, ребенок не может сосредоточиться на чем-то конкретном, постоянно отвлекается на посторонние звуки. У такого ребенка маленький словарный запас, он не может правильно выстраивать предложения, ему трудно запомнить даже собственный адрес, номер телефона, даже стихи такой малыш запоминает с трудом. Многие взрослые сталкиваются с тем, что ребёнок не может сделать то, что его просят, и они думают, что это происходит по причине непослушания ребенка. Однако это не так. Это обусловлено тем, что у ребёнка плохо развита слуховая память, в результате чего он не воспринимает то, что ему говорят, и не запоминает. В результате этого у таких детей и появляются проблемы с учебой. Речь идет не о возможности слышать. Даже ребенок с обычным слухом сталкивается с проблемой обработки услышанных сведений.
3 «Секреты памяти» (определённые закономерности, помогающие в запоминании материала ) 1. Новые знания должны иметь значение для ребенка. 2. Информация должна быть интересной для ребенка 3. У ребенка должна быть сильная мотивация к запоминанию информации. 4. Память в первую очередь реагирует на яркие впечатления. 5. Чем больше информации включено в деятельность, которую совершает ребенок, тем быстрее и прочнее она запоминается. 6. Рассказываемый материал для запоминания должен быть понятен ребенку 7. Середина материала запоминается хуже, чем начало и конец. 8. Память нужно «кормить» полезной для нее пищей. (Врачи отдают предпочтение: цельнозерновым продуктам, орехам, семечкам, сыру, жирным сортам рыбы, бобовым, гречневой крупе, фруктам и овощам. Очень полезны некоторые виды растительных масел: оливковое, соевое, подсолнечное, арахисовое. Не стоит забывать о физической нагрузке, спорте и прогулках на свежем воздухе. Прерывистый сон и недосыпание способствуют забывчивости.)
4 Игры и упражнения на развитие слуховой памяти «Поставь по порядку» Оборудование: музыкальные инструменты (колокольчик, барабан, дудочка, картинки инструментов) Ход игры: Назвать муз. инструменты и поиграть на них. Предложить ребёнку закрыть глаза и слушать. Взрослый играет, а ребёнок запоминает последовательность звучания инструментов. Ребёнок выкладывает картинки в порядке звучания инструментов. «Повтори за мной» Оборудование: лист бумаги, звучащая игрушка, 2 ложки, 2 стакана с водой, молоток. Ход игры: продемонстрировать звучание всех предметов (шуршать бумагой, звенеть игрушкой, стучать ложками, переливать воду из стакана в стакан, стучать молотком). Взрослый совершает действие с предметами (3-4) в определённом порядке. Ребёнок запоминает и воспроизводит эти действия.
5 «Попугайчики» Оборудование: карточки с рядом слогов (например, то-ца, то-ца-му, то-сам удэ, то-сам удэ-ни, то-сам удэ-ни-зу, то-сам удэ-ни-зу-па, то-сам удэ-ни-зу-па-ки); от занятия к занятию объём цепочки постепенно увеличивается. Ход игры: Ребёнку предлагают игровую ситуацию: «В одной жаркой стране жил попугайчик, который умел повторять все звуки». Попробуй повторить за мной все непонятные звуки, как это делал попугайчик. Вариант 1: попугайчик научился не только повторять звуки, но даже запоминать слова. Попробуй запомнить как можно больше слов: стол, мыло, человек, книга, пальто, топор, стул, тетрадь, молоко. Вариант 2: произнесение цепочки звуков (слогов, слов, фраз) с различной интонацией (например, сэ-фы-ру - весело, грустно, удивленно, восторженно, испуганно, разгневанно и т.д.).
6 «Услышал – запомни» Оборудование: карточки с рядом цифр от одного до девяти (например, 9547; 85239; и т.д.). Ход игры: Взрослый чётко произносит несколько чисел и просит ребёнка повторить их в той же последовательности. Вариант 1: повтор данной цепочки чисел наоборот. Вариант 2: ребёнок должен обвести на карточке или выбрать из набора цифр и выложить на столе названные цифры (для детей знакомых с цифрами). Вариант 3: ребёнок должен написать цифры в порядке предъявления по памяти (для детей знакомых с цифрами). Начинать необходимо с 4 чисел с последующим увеличением «Повтори слова в обратном порядке» Ход игры: Взрослый называет и повторяет 1-2 раза несколько звуков (слогов, слов, цифр). Дети должны воспроизвести эти звуки (слоги, слова, цифры) в обратном порядке.
7 : «Магазин». Вы можете послать ребенка в «магазин» и попросить запомнить все предметы, которые надо купить. Начинают с 1 -2 предметов, постепенно увеличивая их количество до 5-7. В этой игре полезно менять роли: и взрослый, и ребенок по очереди могут быть и дочкой (или сыном), и мамой (или папой), и продавцом, который сначала выслушивает заказ покупателя, а потом идет подбирать товар. Магазины могут быть разными: «Булочная», «Молоко», «Игрушки» и любые другие. «Пары слов». Предложите ребенку запомнить несколько слов, предъявляя каждое из них в паре с другими словом. Например, вы называете пары «кошка-молоко», «мальчик- машина», «стол-пирог» и просите запомнить вторые слова из каждой пары. Затем называете первое слово пары, а ребенок должен вспомнить и назвать второе слово. Задание можно постепенно усложнять, увеличивая количество пар слов и подбирая в пары слова с отдаленными смысловыми связями.
8 «Восстанови пропущенное слово». Ребенку зачитываются 5-7 слов, не связанных между собой по смыслу: корова, стол, стена, письмо, цветок, сумка, голова. Затем ряд читается заново с пропуском одного из слов. Ребенок должен назвать пропущенное слово. Вариант задания: при повторном прочтении можно заменить одно слово другим (из одного семантического поля, например корова-теленок; близким по звучанию, например стол-стон); ребенок должен найти ошибку. «Повтори и продолжи». Ребенок называет какое-нибудь слово. Следующий участник игры повторяет это слово и добавляет новое. Таким образом, каждый из участников повторяет весь предыдущий ряд, добавляя в конце новое слово. Варианты игры: составление рядов из слов одной обобщающей группы (например: ягоды, фрукты, мебель, посуда и т.д.); из определений к существительному (например: "Арбуз какой?" Ответы: "Зеленый, полосатый, сладкий, круглый, большой, сочный, тяжелый, спелый, вкусный (и т.д.)"). Более сложным является задание на составление связного рассказа, когда каждый из участников, повторяя предыдущие предложения, добавляет свое.
9 «Запомни нужные слова». Из предложенных фраз (рассказов) ребенок запоминает только те слова, которые обозначают: погодные условия, транспорт, растения и т.п. «Игра в слова» Оборудование: карточка с набором слов (например, слон, заяц, телевизор, курица, шкаф, мышь, волк, диван, кресло, медведь). Ход игры: Ребёнку предлагают запомнить ряд слов и повторить их. Затем ребёнку задаётся вопрос: «Как ты думаешь, можно ли разделить эти слова на группы, части?». Ребёнку предлагают вспомнить и перечислить сначала животных, а потом назвать предметы. После этого ребёнку ещё раз предлагают перечислить весь ряд слов.
10 «Парочки» Оборудование: карточки с парами слов. Вариант 1: слова в парах связаны между собой по смыслу (например: кошка - мышка, огород - морковка, одеяло - подушка, лампа - свет и т.д.). Вариант 2: слова в парах не связаны между собой по смыслу (например, стол - собака, диван - яблоко, конь - часы, ложка - книга и т.д.). Ход игры: Ребёнку предлагают запомнить пары слов и по первому слову вспомнить второе. Начинать с 3-4 пар слов, постепенно увеличивая их количество. «Троечки» Оборудование: карточки с «тройками» слов: слова в «тройках» связаны между собой по смыслу (например, овца - шерсть - носки, курица - яйцо - яичница и т.д.). Ход игры: Ребёнку предлагают запомнить «тройки» слов и по первому слову вспомнить второе и третье. Начинать с 2 «троек» слов, постепенно увеличивая их количество.
11 «Запоминай и выполняй». Выполнение ребёнком четырёх шести простых действий словесных инструкций: «Встань, подойди к окну, возьми мишку и куклу, мишку посади в машину, куклу дай Кате». Распоряжения отдаются шёпотом на расстоянии четырёх пяти метров от детей. Постепенно вводятся слова, отличающиеся одним звуком: «Возьми три картинки, «лук» отдай Оле, «жука» Коле, «сук» Ане, «сок» Ване.
12 Желаем удачи!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.