Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемГаля Петякина
1 Лекция 13 ОСНОВЫ ФИЛОСОФСКОГО ПОНИМАНИЯ МИРА. ОНТОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
2 План занятий 1. Учение о бытии: «бытие», «сущее», «субстанция». 2. Проблема бытия в различных философских системах. 3. Формы бытия. 4. Материальное бытие: уровни и свойства материи. 5. Идеальность бытия. 6. Сознание: характеристика, проблема происхождения и развития сознания, форма и структура. 7. Философское учение о познании: вопрос о познаваемости мира, познание как процесс, уровни и ступени познания. 8. Истина как цель познания. Критерии истины. 9. Методологические проблемы познания. 10. Ступени познавательного процесса.
3 ОНТОЛОГИЯ Онтология (ontos – сущее, logos – учение, греч.) Учение о бытии, его структуре, свойствах, изменении и развитии Основные онтологические вопросы: 1.Есть ли в основании мира единая первооснова (вопрос о целостности мира) 2.Есть ли в мире нечто существующее всегда (вопрос о пространственно-временной конечности мира)
4 ОНТОЛОГИЯ Бытие Предельно общее понятие о реальности; То, что придает картине мира целостность и стабильность; Не нуждающееся ни в каких основаниях, т.к. само по себе является основанием для всего существующего
5 ОНТОЛОГИЯ БЫТИЕ Неизменная основа мира, причина всего. Не возникает, не исчезает СУЩЕЕ Совокупность многообразных вещей и явлений окружающего мира НЕ БЫТИЕ Полное отсутствие чего-либо, абсолютное ничто
6 ОНТОЛОГИЯ Субстанция (substantia - сущность, лат.) То, что лежит в основе, существует самостоятельно; Философская категория для обозначения объективной реальности в аспекте внутреннего единства всех форм ее проявления и саморазвития; Одна субстанция – монизм материализм идеализм Две субстанции – дуализм Множество субстанций - плюрализм
7 ОНТОЛОГИЯ Новое время – дуализм Декарта, развитие науки, понятие «бытие» сливается с понятием «сущего» XX в. Хайдегер – поворот от «сущего» к «самому бытию». В проствете бытия обнаруживается иной, полнокровный и объемный взгляд на мир Понятие «бытие» возникает в Античности в философии Парменида Ранние греческие философы - «первовещество» «материалом из которого сделаны все тела», «первоначало», «мельчайшая частица реальности» Платон – «мир идей», «эйдос» Средневековье – истинное бытие – Бог
8 ОНТОЛОГИЯ Формы бытия Материальное бытие – существование материальных тел Идеальное бытие – существование идеального духовного бытия Человеческое бытие – существование человека как единства материального и духовного Социальное бытие – мир социальных отношений
9 ОНТОЛОГИЯ Формы бытия Ноуменальное бытие («ноумен» – вещь сама по себе) – бытие, реально существующее независимо от сознания того, кто его наблюдает Феноменальное бытие («феномен» – явление данное в опыте) – кажущееся бытие, бытие, каким его видит познающий субъект
10 ОНТОЛОГИЯ Материальное бытие Материя (materia - вещь, вещество, лат.) – есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях, существуя независимо от них. Виды материи: вещество – внутренне расчленено и обладает массой покоя поле – внутренне непрерывно
11 ОНТОЛОГИЯ Уровни материи НЕЖИВАЯ ПРИРОДА атомы молекулы планеты галактика ЖИВАЯ ПРИРОДА доклеточные формы одноклеточные формы многоклеточные организмы популяции биосфера ОБЩЕСТВО индивид семья группы этнические общества государства человечество
12 ОНТОЛОГИЯ Протяженность Движение Системность Способность к самоорганизации Отражение Свойства материи Во времени (время – как последовательность смены состояния) В пространстве (трехмерность как способ существования) Неорганическое Органическое Социальное Материя проявляет себя в виде материальных систем (структур) Синергетика – наука о самоорганизации И.Пригожин ( ) возмущения в системе (флуктации) могут привести систему к точке бифуркации
13 ОНТОЛОГИЯ Отражение Свойства материи раздражимость Психическое (сознательное) отражение чувствительность химическое биологическое физическое
14 ОНТОЛОГИЯ Идеальное бытие есть философская категория для обозначение объективного существующего вне и независимо от людей духовного мира в целом синонимами «идеального» являются понятия: «идеальный мир», «сознание», «дух», «всеобщая идея» и «божественный разум», «мировая воля», «объективный разум», «осознанное бытие», «Абсолютная идея» и т.д. Сознание есть философская категория, обозначающая разнообразные формы и проявления духовной реальности вообще и в жизни человека.
15 ОНТОЛОГИЯ Характеристики сознания: идеальность: составляющие его образы не обладают ни свойствами отражаемых в нем предметов действительности, ни свойствами физиологических процессов; объективность: существование объективных мыслительных форм (язык, религия, мораль, искусство), которые определяют индивидуальное сознание; социальность: является функцией общества в целом; существует в знаково-символической форме; направленность: направлено на предмет (предметное сознание) или на себя (самосознание); активность: не только отражает мир, но и вырабатывает идеи.
16 ОНТОЛОГИЯ Проблема происхождения и развития сознания сознание как результат биологической эволюции и антропосоцио генеза существует объективное до человека и независимо от человека сознание мир существует в зависимости от человеческого сознания материализм объективный идеализм субъективный идеализм солипсизм мир существует только в сознании человека
17 ОНТОЛОГИЯ Формы сознания Индивидуальное – духовный мир личность Общественное – духовный мир общество Обыденное – жизненно- практическое Научное – теоретическое сознание
18 ОНТОЛОГИЯ Структура сознания: познавательная сфера: чувственная (сенситивная) и рациональная; эмоциональная сфера: эмоции, чувства, переживания; ценностно-волевая сфера; бессознательное: инстинкты, комплексы; сверхсознание: интуиция, озарение.
19 ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О ПОЗНАНИИ Гносеология (gnosis – знание, logos – учение, греч.) Эпистемология (episteme – знание, наука, logos – учение, греч.) ТЕОРИЯ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ Основные вопросы: 1.Что такое познание? 2.Какова структура познания? 3.Что мы можем знать о мире? 4.Что такое истина, ложь, заблуждение? 5.Каковы методы познания мира?
20 ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О ПОЗНАНИИ Познание - творческая деятельность человека, направленная на получение достоверных знаний о мире. Вопрос о познаваемости мира ГНОСТИЦИЗМ – философское учение, утверждающее, сто мир познаваем АГНОСТИЦИЗМ – философское учение о непознаваемости мира СКЕПТИЦИЗМ – выражает сомнение по поводу познаваемости мира
21 ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О ПОЗНАНИИ Познание как процесс Объект познания, - то, на что направлено познание Субъект познания – источник активности, действующее лицо
22 ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О ПОЗНАНИИ Уровни и ступени познания Ненаучные способы познания: интуиция, вера, мистическое озарение ЭМПИРИЗМ – направление в теории познания, признающее источником познания чувственный опыт РАЦИОНАЛИЗМ – философское направление, признающее разум основой познания ощущения восприятие представление понятия суждения умозаключения
23 ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О ПОЗНАНИИ Истина как цель познания Истина – соответствие мыслей и высказываний действительности По содержанию истина объективна По форме – субъективна (т.к. вне сознания не существует) Истина бывает: относительной – неполное знание, которое дополняется в процессе познания (ведет к релятивизму; абсолютная – знание, которое не может быть изменено в процессе познания (ведет к догматизму) (Не путать с банальными высказываниями)
24 ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О ПОЗНАНИИ Критерии истины в разных философских концепциях Концепция истиныОпределение истины Критерии истины Классическая Истина, есть соответствие мыслей и высказываний действительности Чувственный опыт и/или ясность и отчетливость Когерентная Истина есть согласованность знаний Согласованность с общей системой знаний Прагматическая Истина есть практически полезное знание Эффективность, практика Конвенциональная Истина есть соглашение Всеобщее согласие
25 ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О ПОЗНАНИИ Ложь и заблуждение – противоположность истине. Заблуждение – непреднамеренное несоответствие суждений действительности. Ложь – преднамеренное возведение неверных представлений в истину
26 ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О ПОЗНАНИИ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОЗНАНИЯ Методология есть система принципов, устанавливающих наиболее эффективные способы приращения, построения и практического применения знаний. Принципы методологии – это основные исходные положения, выступающие в качестве фундамента всей системы, её методов, способов, принципов, методик.
27 ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О ПОЗНАНИИ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОЗНАНИЯ 1. Принцип развития – непрерывное изменение, преобразование и развитие всех предметов и явление действительности. Диалектика – учение о движении, изменении и развитии бытия и мышления (Гераклит, Сократ, Гегель). 2. Принцип детерминизма – признание существования всеобщей причинной обусловленности, закономерности всех явлений природы и общества.
28 ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О ПОЗНАНИИ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОЗНАНИЯ 3. Принцип системности – мир есть множество соединенных между собой элементов (предметов), явлений), образующих определенную целостность. 4. Принцип объективности – определенные отношения между субъектом и объектом в процессе познания. 5. Принцип всесторонности. 6. Принцип практики.
29 ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О ПОЗНАНИИ СТУПЕНИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Проблема – противоречивый вопрос, требующий разрешения. Гипотеза – научно-обоснованное предположение. Методы – способ познания. Теория – система знаний, объясняющая определенные явления. Проверяемость – факты или ясность и отчетливость.
30 ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О ПОЗНАНИИ Методы познания ЭМПИРИЧЕСКИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ наблюдение эксперимент измерение сравнение анализ синтез классификация абстрагирование формализация моделирование идеализация
31 Вопросы?
32 1. Учение о бытии: «бытие», «сущее», «субстанция». 2. Проблема бытия в различных философских системах. 3. Формы бытия. 4. Материальное бытие: уровни и свойства материи. 5. Идеальность бытия. 6. Сознание: характеристика, проблема происхождения и развития сознания, форма и структура.
33 7. Философское учение о познании: вопрос о познаваемости мира, познание как процесс, уровни и ступени познания. 8. Истина как цель познания. Критерии истины. 9. Методологические проблемы познания. 10. Ступени познавательного процесса.
34 Использование материалов презентации Использование данной презентации, может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления. Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.