Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемПолина Сильвестова
1 «Формирование основ музыкальной культуры детей старшего дошкольного возраста в процессе восприятия музыки» Андреева Надежда Алексеевна, музыкальный руководитель МДОУ ДСКВ67
2 Роль восприятия музыки в формировании музыкальной культуре многогранна и всеобъемлюща: во-первых, это конечная цель музицирования, на которую направлено творчество композитора и исполнителя; во-вторых, это средство отбора и закрепления тех или иных композиционных приемов, стилистических находок и открытий то, что принято воспринимаюшим сознанием публики, становится частью музыкальной культуры, приживается в ней; и наконец, музыкальное восприятие это то, что объединяет все виды музыкальной деятельности от первых шагов ребенка до зрелых сочинений композитора: всякий музыкант является неизбежно и своим собственным слушателем.
3 Поэтому проблема «общительности» классической музыки, ее способности захватывать и привлекать к себе людей становится сегодня особенно актуальной.
4 - Создание педагогических условий формирования основ музыкальной культуры старших дошкольников в процессе восприятия музыки.
5 Накапливать опыт восприятия произведений мировой музыкальной культуры разных эпох и стилей и народной музыки. Вызывать сопереживание музыке, проявления эмоциональной отзывчивости, воспитывать эстетические чувства; Развивать музыкальное мышление детей (осознание эмоционального содержания музыки, выразительного значения музыкальной формы, языка музыки, жанра);
6 Развивать творческие воображения (образные высказывания о музыке, проявления творческой активности); Побуждать детей выражать свои музыкальные впечатления в исполнительской, творческой деятельности (в образном слове, рисунках, пластике, инсценировках); Расширять знания детей о музыке; Вызывать и поддерживать интерес к музыке, развивать музыкально-эстетические потребности, начала вкуса, признание ценности музыки, представления о красоте;
7 Побуждать к оценке музыки (эмоциональной и словесной), поддерживать проявления оценочного отношения. Способствовать повышению компетентности педагогов и родителей в вопросах формирования основ музыкальной культуры детей старшего дошкольного возраста
8 В широком смысле под культурой понимается то, что создано людьми в процессе их деятельности. Выделяют материальную, духовную и художественную области культуры. Музыкальная культура является частью художественной культуры. В понятие «музыкальная культура» входят различные виды музыкальной деятельности и их результат – музыкальные произведения, их восприятие, исполнение, а также сложившееся в процессе этой деятельности музыкально-эстетического сознания людей.
9 Ядром понятия «музыкальная культура дошкольника» является музыкально-эстетическое сознание, включающее в себя три компонента: эстетическую установку, интерес к музыке; эстетические эмоции, переживания; эстетическую оценку, музыкальный вкус.
10 Музыкальное восприятие есть восприятие, направленное на постижение и осмысление тех значений, которыми обладает музыка как искусство, как особая форма отражения действительности, как художественный эстетический феномен.
11 Активное восприятие музыки – основа формирования музыкальной культуры в целом. Только тогда музыка может выполнить свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль, когда дети научатся по- настоящему слышать ее и размышлять о ней.
12 Поставив цель формировать музыкальную культуру детей старшего дошкольного возраста через восприятие музыки, я понимала, что это будет способствовать развитию интереса у детей к музыкальному искусству, к разнообразной познавательной и творческой музыкальной деятельности детей позволит развить музыкальные и творческие способности дошкольников, сформирует умение понимать и воспринимать музыкальные образы
13 Уже первые шаги в данном направлении показали: насколько велик интерес детей к восприятию как виду музыкальной деятельности. Ребята с удовольствием и интересом слушают музыку, создают двигательные и художественные образы, фантазируют под музыку.
14 Успешное решение этих задач зависит от того, насколько эффективным окажется система педагогического воздействия, направленная на формирование музыкальной культуры детей старшего дошкольного возраста в процессе восприятия музыки.
15 приучать детей с вниманием слушать музыку, все свои эмоции выражать после слушания; воспитывать интерес к классической музыке в исполнении солистов, хора, инструментальных ансамблей разных составов, оркестра; развивать умение различать характер музыки, средства музыкальной выразительности, высказывать суждения о них; различать двух- и трехчастную форму, песенный танцевальный, маршевый жанры; развивать умение сравнивать произведения по сходству и контрасту; вызывать желание неоднократно слушать любимые произведения.
16 Занятия основная форма организации, в которой решаются задачи формирования основ музыкальной культуры детей. Все виды занятий (индивидуальные, по подгруппам, фронтальные, типовые, доминантные, тематические, комплексные и интегрированные) применяю и варьирую в зависимости от возраста и уровня развития музыкальной культуры детей. Подобранная подборка репертуара системы позволяет выстраивать занятия вокруг какой-либо темы, объединить их сюжетом, сказкой, игрой и облегчает варьирование их видов.
17 Доминантные занятия проводятся во второй половине дня. В занятие обычно включаются 4-5 произведений. С детьми провожу беседу об услышанном, простейший анализ музыкального произведения. Кроме музыки в такое занятие включаю небольшой рассказ, сказку, стихотворение, отвечающее музыкальным образам.
18 активное восприятие музыки: тематические концерты, беседы-концерты, вечера. Сосредоточиваю внимание детей на какой-либо важной музыкальной теме, расширяющей их представления о стилях, жанрах. Например, рассказываю о старинной музыке и даю послушать ее в исполнении различных музыкальных инструментов, для которых она написана (клавесин, флейта, камерный ансамбль, оркестр, орган). Беседу о музыке сопровождаю показом репродукций картин, дающих представление о жизни, обычаях людей той эпохи, в которую было создано произведение, об искусстве тех времен. Беседу-концерт посвящаю творчеству композиторов как зарубежных, русских, так и современников.
19 «Сказка в музыке» (по фрагментам из опер Н.Римского-Корсакова «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане», опере М.Глинки «Руслан и Людмила» и др.); «Музыка о природе» (со слушанием пьес П.Чайковского «Времена года», пьес Э.Грига «Весной», «Ручеек», и многих других произведений зарубежной, отечественной классики и народной музыки.
20 «Музыкальные братья» – формирование представлений о ладе музыки; «В мире музыкальных инструментов», «Симфонический оркестр» - обогащение знаний детей о свойствах и особенностях музыкальных инструментов, знакомство с понятиями «классическая музыка», «симфонический оркестр»; циклы занятий «Времена года», «Музыки волшебная страна», «Как песня с оперой сдружилась», «Музыка – язык наших чувств» и т. п.
21 Сосредоточиваю внимание детей на какой-либо важной музыкальной теме, расширяющей их представления о стилях, жанрах. Например, рассказываю о старинной музыке и даю послушать ее в исполнении различных музыкальных инструментов, для которых она написана (клавесин, флейта, камерный ансамбль, оркестр, орган). Беседу о музыке сопровождаю показом репродукций картин, дающих представление о жизни, обычаях людей той эпохи, в которую было создано произведение, об искусстве тех времен. Беседу- концерт посвящаю творчеству композиторов как зарубежных, русских, так и современников
22 Наглядно-слуховой один из важнейших методов в развитии музыкального восприятия. Применение зрительной наглядности имеет вспомогательное значение. Ее использую, чтобы усилить впечатления детей от музыки, вызвать в их воображении зрительные образы, близкие музыке, или проиллюстрировать незнакомые явления или образы.
23 Значение словесного метода в работе с детьми также очень велико. С помощью яркого исполнения и умело проведенной беседы стараюсь привить детям интерес, любовь к музыке, расширить представления о некоторых явлениях действительности, обогатить их внутренний мир, чувства, сформировать нравственные качества, интересы..
24 Практический метод в развитии музыкального восприятия также очень важен. Чтобы ребенок глубже почувствовал характер музыки, активно пережил свои впечатления, необходимо сочетать восприятие музыки с практическими действиями, помогающими ему как бы «пропустить музыку через себя», выразить во внешних проявлениях свои переживания. Движения успешно использую как приемы, активизирующие осознание детьми характера мелодии, качества звуковедения (плавного, четкого, отрывистого), средств музыкальной выразительности (акцентов, динамики, взлетов и падений мелодии, темпа, ритмического рисунка и т.д.).
25 вокализация доступных мелодий инструментальных произведений пластическое интонирование и ритмопластика (пластически выразить музыку движением рук или корпуса) сравнение или контрастное сопоставление музыки оркестровка музыкальных произведений использование содружества различных видов искусства (полихудожественная деятельность) составление музыкальной коллекции:
26 контрастные произведения одного жанра, пьесы с одинаковым названием (этот прием побуждает прислушиваться к звучанию музыки и согласовывать с ней характер движений); пьесы с одинаковым названием; контрастные произведения в пределах одного настроения (этот прием помогает детям глубже, тоньше различать характер музыки); сравнение интонаций музыки и речи; сравнение различных вариантов интерпретации одного произведения – оркестровое звучание и сольное, варианты исполнительской трактовки на фортепиано.
27 Для успешного решения задач по формированию основ музыкальной культуры важным условием является компетентность воспитателей и родителей в данном направлении.
28 Консультации Беседы, Семинары, Выступления на педагогических советах, педагогических часах, Музыкальные вечера из цикла «Музыкальная филармония». «Музыка в повседневной жизни ДОУ», «Произведения классической музыки в работе с детьми», «Как формировать основы музыкальной культуры» и т. д.
29 Слушание музыки в семье обладает большой силой воздействия на детей.
30 беседы консультации, лекции, доклады на родительских собраниях, оформление стендов открытые занятия. музыкальные вечера «Музыкальная гостиная», создание проектов.
31 Работа над проектами из цикла «Композиторы детям»: «Детский альбом Чайковского», «Карнавал животных», «Детская музыка Прокофьева» представляет возможность познакомиться с шедеврами мирового музыкального искусства, музыкальными произведениями различных эпох, композиторов, жанров, форм и т.д., историей их создания, художественными образами.
32 Дети проявляют большой интерес к слушанию музыки, различают жанры музыкальных произведений, различают звучание музыкальных инструментов, точно узнают музыкальные произведения по вступлению и фрагментам, активно и правильно отвечают на вопросы музыкальных викторин. Различают трёхчастную форму, об изменениях в музыке говорят самостоятельно, широко применяя терминологию «словаря эмоций».
33 Считаю, что положительная динамика в формировании музыкальной культуры детей старшего дошкольного возраста достигнута благодаря проведённой плодотворной работе музыкального руководителя, систематических занятий с детьми, воспитателями группы, родителями.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.