Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемЛариса Капустина
2 Лекция 1 ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ Доц. Квеско Р.Б.
3 Предмет философии может быть определен различными способами: 1.Предмет философии в дисциплинарной структуре философского знания. 2.Предмет философии в истории философии. 3.Предмет философии в человеческой деятельности.
4 Предмет философии в дисциплинарной структуре философского знания
5 ОНТОЛОГИЯ – область философского знания, изучающая фундаментальные основы бытия и сущего Сущее - это многообразие окружающих вещей Бытие - это признак мира
6 Вопрос о бытии – это стремление найти целостность мира, отыскать ту тайну, которая пронизывает сущее. Главные вопрос онтологии – ЧТО ЕСТЬ? ЧТО БУДЕТ? ЧТО ПЕРВИЧНО? ЧТО ОПРЕДЕЛЯЕТ?
7 ГНОСЕОЛОГИЯ – теория познания Это проблематика философии, в которой изучаются природа познания и его возможности и границы, выявляются условия истинности познания.
8 Основные вопросы гносеологии: познаваем ли мир и насколько; каковы критерии истинного знания; какова роль человека в процессе познания; как взаимодействуют субъект и объект в процессе познания.
9 АКСИОЛОГИЯ – философское учение о ценностях Это проблематика философии, которая исследует природу человеческих ценностей. Ценность указывает на то, что обладает значимостью, что предпочитается, избирается.
10 ЦЕННОСТИ Объективный характер Субъективный характер
11 ОБЪЕКТИВНЫЙ МОМЕНТ ПОДЛИННЫЕ ЦЕННОСТИ целевая установка на то, для чего человек существует, к чему он стремится НЕПОДЛИННЫЕ ЦЕННОСТИ утилитарная установка на то, что для человека является необходимым
12 СУБЪЕКТИВНЫЙ МОМЕНТ предполагает принятие, значимость, свободу избрания ценности
13 ЦЕННОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ - это ориентиры поведения людей ИЕРАРХИЯ ЦЕННОСТЕЙ есть высший способ социальной регуляции
14 ПРАКСИОЛОГИЯ – это учение о практике Предмет праксиологии - исследование человеческой деятельности, анализ структуры деятельности человека, типологии.
15 Категория практики впервые введена Карлом Генрихом Марксом и Фридрихом Энгельсом в середине XIX века
16 В конце XIX категория практики применяется основоположником прагматицизма, а впоследствии прагматизма Чарлзом Сандерсом Пирсом (Peirce) ( гг.).
17 Учение прагматизма развил далее Уильям Джеймс (James) ( )
18 Американский характер прагматизму придал Джон Дьюи (Dewey) ( )
19 На основе концепции прагматизма произвела реформу в образовании на примере создания школы (сеттльмент) Джейн Аддамс ( )
20 ЛОГИКА –УЧЕНИЕ О МЫШЛЕНИИ ФОРМАЛЬНАЯ ЛОГИКА ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА ЛОГИКА НОРМ И Т.Д.
21 Также можно назвать и такие философские учения, как ЭТИКА ЭСТЕТИКА И ДР.
22 ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ
23 В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ ПРЕДСТАВЛЕН КАК КОРПУС ТЕКСТОВ И КОММЕНТАРИЕВ К НИМ Можно выделить определенные эпохи на основании того, что является в данный период предметом философии
24 ЭПОХА АНТИЧНОСТИ предметом философской деятельности является то, что открывается в области мышления (ума)
25 Под мышлением у древних греков подразумевается ум как определенное состояние, когда ум вместе с бытием В области мышления предстает чистое бытие, в котором нивелированы эмпирические характеристики, восходящие таким образом к постижению истины
26 ЭПОХА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ основным предметом философии становится религия и проблемы философского обоснования исходных положений религии
27 НОВОЕ ВРЕМЯ Предметом философии становится человек как субъект познания, его познающий разум
28 Данная тенденция была задана Р. Декартом (René Descartes, René de Cartes) Его известный метод тотального сомнения приводит к утверждению о том, что мышление - атрибут, который принадлежит мне. Оно одно не может быть отстранено от меня. Я есмь, я существую - это достоверно.
29 COGĬTO ERGO SUM Я совсем перестал бы существовать, если бы окончательно перестал мыслить МЫСЛЮ, ЗНАЧИТ СУЩЕСТВУЮ
30 ДОМИНИРУЕТ УМОПОСТИГАЕМЫЙ СПОСОБ ПОЗНАНИЯ МИРА, ТО ЕСТЬ В ОСНОВАНИИ МЫШЛЕНИЯ НАХОДИТСЯ РАЗУМ
31 Свой апофеоз указанная тенденция получает свое развитие в философии ИММАНУИЛА КАНТА (Immanuel Kant, Cant)
32 И В ФИЛОСОФИИ ГЕОРГА ВИЛЬГЕЛЬМА ФРИДРИХА ГЕГЕЛЯ (Georg Wilhelm Friedrich Hegel)
33 Кризис европейского РАЦИОНАЛИЗМА ЭДМУНД ГУССЕРЛЬ (Edmund Husserl)
34 Предметом философии становится мышление и способ его бытия. Э. Гуссерль создает феноменологию как направление в философии и полагает феноменальность как объект исследования. Феноменальность - свойство всякого психического, основной характеристикой которого является интенциональность. Мы должны воспринимать вещи так, как они даны нам в созерцании. Необходимо избежать субъективных мнений. Смысл (эйдос)появляется только там, где существует единство субъекта и объекта, а это единство существует в психике.
35 Учение марксизма второй половины XIXвека дает новое понимание предмета философии: Изучение всеобщих (наиболее общих) законов развития и становления природы, общества и мышления. {Карл Маркс (Karl Marx), Фридрих Энгельс (Friedrich Engels)} Такая точка зрения является основополагающей в отечественной философии
36 ФИЛОСОФИЯ КОНЦА ХIХ ВЕКА Философия жизни (эмпирическая жизнь человека) Фридрих Вильгельм Ницше (Friedrich Wilhelm Nietzsche)
37 Философия XX-XXI веков Обладает очень большим разнообразием в понимании предмета философии и ее толкования. Существует множество направлений, школ и течений различного философского толка
38 Философские течения, школы Махизм Неопозитивизм Прагматизм Марксизм Феноменология Герменевтика Экзистенциализм Персонализм Неотомизм Структурализм Постструктурализм Постмодернизм и т.д
39 ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ В ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Этот подход к определению предмета философии - функциональный
40 Основные функции философии в человеческой деятельности мировоззренческая гносеологическая методологическая прогностическая социальная аксиологическая воспитательная
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.