Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемНиколай Тимошков
1 Пейзажные зарисовки Сочинение-описание пейзажа в художественном стиле
2 Цели: Дать понятие пейзажной зарисовки; Закрепить и углубить представление о пейзаже в художественном стиле речи; Учить писать сочинение-описание пейзажа
3 Речевая разминка Прочитайте строки из стихотворения А.Н. Майкова: Зима, зима! Мороз трещит; Луна в кольце на тверди синей; Звездится снег; лазурный иней На чёрных деревах блестит… -П-Подумайте, какие слова, выражения передают отношение поэта к зимнему пейзажу? -К-Как вы понимаете выражение «звездится снег»?
4 Зима, зима! Мороз трещит; Луна в кольце на тверди синей; Звездится снег; лазурный иней На чёрных деревах блестит… Понятно ли вам, почему у слова ИНЕЙ эпитет «лазурный»? Какая картина предстаёт перед вашим воображением, когда вы читаете эти строки? Попытайтесь нарисовать её словами. Какие слова, выражения помогают вам устно нарисовать картину?
5 Работа по теме Обратимся к репродукции картины С.В.Герасимова «Лёд прошёл». Что изображено на картине? Какое время года запечатлел художник? Какое настроение, какие чувства вызывает у вас это живописное полотно? Как достигает художник такого восприятия? Какими средствами художник пользуется для передачи своих чувств, своего отношения к такому явлению природы, как ранняя весна?
6 Пейзажная зарисовка Итак, мы обратились к изображению природы в разных видах искусства: в литературе, живописи, музыке, определили, каким настроением каждое изображение проникнуто, какие чувства вызывает у вас. Такое изображение называется пейзажной зарисовкой. Более ясное толкование этого понятия даёт Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова: зарисовка – то же, что рисунок; рисунок – нарисованное изображение, воспроизведение чего- нибудь. Следовательно, пейзажная зарисовка – изображённая природа.
7 Эпиграф урока Обратимся к словам К.Г. Паустовского. Прочитайте их. «Если писатель, работая не видит за словами того, о чём он пишет, то и читатель ничего не увидит за ними. Но если писатель хорошо видит то, о чём он пишет, то самые простые и порой даже стёртые слова приобретают новизну, действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли, чувства и состояния, какие писатель хотел ему передать». Что писатель считает главным в пейзажных зарисовках? Что, по мнению Паустовского, необходимо для того, чтобы по-настоящему описывать природу?
8 Что же видели за словами русские писатели? У кого из известных вам по урокам литературы художников слова вы встречались с пейзажными зарисовками? В каких произведениях? Прочитайте внимательно про себя отрывок из повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»: «Всё светилось. Метели как и не бывало. Снег загорелся широким серебряным полем и весь обсыпался хрустальными звёздами. Мороз как бы потеплел.» Что привлекло внимание писателя в рождественской ночи? Как и в чём этот отрывок перекликается с отрывом из стихотворения Майкова? Отметьте, какие изобразительные средства языка использует Н.В.Гоголь, чтобы показать очарование, красоту рождественской ночи?
9 Мы проанализировали несколько зарисовок природы, пейзажных зарисовок. На основе анализа попытаемся определить порядок работы над сочинением: 1. Подумайте, что вы хотите «нарисовать» словом? 2. Какова будет главная мысль вашей зарисовки? Какие чувства вы хотите вызвать ею у читателя? 3. Какие выразительные средства языка вы используете в своей работе? 4. Попробуйте устно составить пейзажную зарисовку на тему «А за окном зима…».
10 Задание на дом Следуя инструкции, составленной на уроке, напишите сочинение-описание зимнего пейзажа. Тему определите сами.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.