Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемmatec.ru
1 ЮРИДИЧЕСКИЕ УСЛУГИ Прецедентные налоговые споры, рассмотренные рассмотренные Высшим Арбитражным Судом РФ в 2011 году
2 ЮРИДИЧЕСКИЕ УСЛУГИ Судебные прецеденты О сформированной позиции арбитражных судов как о судебном прецеденте можно говорить только в том случае, когда по какому-либо вопросу имеется решение ВАС РФ, постановление Президиума либо Пленума ВАС РФ. Изменение ВАС РФ практики применения конкретной правовой нормы может служить основанием для пересмотра уже вступившего в законную силу судебного акта, если в соответствующем акте ВАС РФ содержится прямое указание на возможность такого пересмотра (п. 11 Постановления Пленума ВАС РФ от «О применении положений АПК РФ при пересмотре судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам»). Новым судебным толкованиям закона, ухудшающим положение налогоплательщика, не может придаваться обратная сила (Постановление Конституционного Суда РФ от N 1-П).
3 ЮРИДИЧЕСКИЕ УСЛУГИ Важно! Проект Постановления Пленума ВАС РФ "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» 13 сентября 2011 года Высший Арбитражный Суд Российской Федерации разместил на своем официальном сайте ( данный проект, однако его принятие затягивается. Информационное письмо ВАС РФ от содержит интересные выводы, которые могут быть применены к вопросу налоговой выгоды: -налоговые последствия влекут не сами сделки, а совершаемые в их исполнение хозяйственные операции; -признание сделки недействительной не является основанием для искажения в бухгалтерской отчётности реальных фактов хозяйственной деятельности. 3
4 ЮРИДИЧЕСКИЕ УСЛУГИ Налоговое администрирование 1. Решение ВАС РФ от N 16558/10. Налоговый орган без обращения к нему налогоплательщика обязан направлять вместе с актом налоговой проверки документы, подтверждающие выявленные нарушения, или выписки из них. 2. Постановление Президиума ВАС РФ от N 17393/10. Если право на нулевую ставку НДС подтверждено соответствующими документами, налоговый орган в ходе камеральной проверки не вправе проводить дополнительные мероприятия налогового контроля. 3. Постановление Президиума ВАС РФ от N 10519/10. Участие проверяемого лица в рассмотрении имеющихся у налогового органа материалов должно быть обеспечено на всех стадиях осуществления налогового контроля. 4. Постановление Президиума ВАС РФ от N 11185/10. Штрафа с помощью подачи уточненной налоговой декларации в период проведения выездной проверки при выявлении неуплаты налогов не избежать. 5. Постановление Президиума ВАС РФ от N 8229/10. Если возможность взыскания налога утрачена, основания для начисления пеней отсутствуют. 6. Постановление Президиума ВАС РФ от /10. Оспаривая взыскание, налогоплательщик вправе заявлять доводы о пропуске налоговым органом срока давности взыскания. 4
5 ЮРИДИЧЕСКИЕ УСЛУГИ Необоснованная налоговая выгода, взыскание расходов 1. Постановления Президиума ВАС РФ от /10, от /10, от N 10230/10. Документы, оформленные от имени несуществующего юридического лица, не могут служить основанием для учета расходов или принятия налоговых вычетов. 2. Постановление Президиума ВАС РФ от N 13923/10. Расходы на оплату юридических услуг, осуществленные на досудебной стадии, не относятся к категории судебных расходов, а также не могут быть квалифицированы и как убытки. 3. Определение ВАС РФ от N ВАС-16124/10. Информация о выполнении контрагентами своих налоговых обязательств не относится к налоговой тайне. 4. Определение ВАС РФ от N ВАС-16960/10. Формы налогового контроля не могут ограничиваться лишь рамками налоговых проверок, осмотр не принадлежащих обществу территорий и помещений не нарушает его права и законные интересы. 5
6 ЮРИДИЧЕСКИЕ УСЛУГИ Налог на прибыль организаций 1. Постановление Президиума ВАС РФ от N 8905/10. Компенсация за досрочное расторжение договора может быть отнесена в расходы. Налоговый кодекс не содержит положений, позволяющих налоговому органу оценивать произведенные налогоплательщиками расходы с позиции их экономической целесообразности. 2. Постановление Президиума ВАС РФ от N 12572/10. Доход возникает лишь в тот момент, когда кредиторская задолженность становится просроченной. 3. Постановление Президиума ВАС РФ от N 15093/10. Организация вправе включить в расходы лицензионные платежи на право использования товарных знаков, даже если она самостоятельно не производит продукцию под этими знаками, а заказывает ее изготовление другой компании под своим контролем. 4. Постановление Президиума ВАС РФ от N 11495/10. Установлены критерии разграничения между реконструкцией нефтедобывающих скважин и их капитальным ремонтом. Увеличение объема добычи само по себе не является определяющим критерием для квалификации работ. 5. Определение ВАС РФ от N ВАС-2087/11. Подтверждена правомерность доначисления налога на прибыль по ст. 40 НК РФ на основании примененного налоговиками расчета средневзвешенной цены. 6
7 ЮРИДИЧЕСКИЕ УСЛУГИ Налог на добавленную стоимость 1. Постановление Президиума ВАС РФ от N 1621/11. Суд обязан рассмотреть документы, если они в силу объективных причин не подавались в инспекцию во время проведения проверки. 2. Постановления Президиума ВАС РФ от N 14883/10, от N 14223/10. Налоговый орган в случае, если по окончании проверки не выявлено нарушений, не вправе откладывать возврат НДС. Одновременно с принятием решения о возмещении НДС должен принять решение о возврате НДС вне зависимости от подачи налогоплательщиком заявления о возврате. Даже при отсутствии заявления о возврате НДС должен быть перечислен на любой известный налоговому органу счёт. 3. Постановление Президиума ВАС РФ от N 18421/10. Требование об обязательном порядке досудебного обжалования некоторых решений налоговых органов распространяется и на решения об отказе в возмещении НДС. 4. Постановление Президиума ВАС РФ от N 16970/10. Неправомерно возлагать на добросовестного покупателя обязанность по уплате НДС, не предъявленного к оплате продавцом, который при заключении договора злоупотребил правом и заявил о возможности применять льготу. 5. Постановление Президиума ВАС РФ от N 14473/10. Для вычетов по НДС расчетный метод не применяется. 7
8 ЮРИДИЧЕСКИЕ УСЛУГИ Земельный налог 1. Постановление Президиума ВАС РФ от N 5934/11. Плательщик земельного налога определяется в соответствии с ЕГРП. 2. Постановление Президиума ВАС РФ от N 913/11. Новый порядок оспаривания достоверности результатов кадастровой оценки: права собственника, нарушенные несоответствием кадастровой и рыночной стоимости объекта, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о его новой кадастровой стоимости. 3. Постановления Президиума ВАС РФ от N 2081/11 и 2647/11. Предпочтительнее применять старую кадастровую оценку, чем недействующую. 4. Постановление Президиума ВАС РФ от N 15932/10. Принцип платности землепользования не дает оснований для неуплаты земельного налога. 5. Постановление Президиума ВАС РФ от N 8251/11. В случае пользования предприятием земельным участком, не принадлежащим ему на каком- либо праве, в силу требований ст. 388 НК РФ и ст. 65 ЗК РФ, является основанием для взыскания не земельного налога, а неосновательного обогащения по требованию собственника земельного участка. 8
9 ЮРИДИЧЕСКИЕ УСЛУГИ Постановления, затрагивающие банковскую деятельность 1. Постановление Президиума ВАС РФ от /10. При направлении налоговым органом в банк двух и более решений о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, несообщение банком в установленный законом срок сведений об остатках денежных средств налогоплательщика должно квалифицироваться как одно (единичное) налоговое правонарушение, а сумма штрафа не должна превышать размер, предусмотренный ст НК РФ. 2. Постановление Президиума ВАС РФ от N 11515/10. Статьей 86 НК РФ определены основания, при которых налоговый орган вправе запрашивать у банков информацию о наличии счетов, об остатках денежных средств на них, а также выписки операций по счетам. К таким основаниям отнесены мероприятия налогового контроля в отношении организаций или индивидуальных предпринимателей, проведение налоговым органом процедуры принудительного взыскания налоговой задолженности, а также принятие решения о приостановлении операций по счетам. В этом случае банк обязан представить соответствующую информацию налоговому органу по его мотивированному запросу. Иных случаев для запроса у банков информации не предусмотрено. Закон "О налоговых органах Российской Федерации" и НК РФ не предоставили налоговым органам права контроля исполнения банками обязанностей, предусмотренных ст. ст. 46, 60, 76, 86 НК РФ, путем проведения выездных налоговых проверок. 9
10 Спасибо за внимание! Ваши вопросы Андрей Фелюст Юрист практики налогового права Кандидат экономических наук Телефон: +7 (495) Эл. почта: Web: ЮРИДИЧЕСКИЕ УСЛУГИ
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.