Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемНадежда Гринькова
1 Современный трансцендентализм: трансцендентальная онтология Катречко С.Л., Москва Современный трансцендентализм: трансцендентальная онтология Катречко С.Л., Москва
2 Манифест современного трансцендентализма ( В свое время, в противовес засилью спекулятивно– идеалистических систем фихте–шеллинго-гегелевского типа, неокантианцами был провозглашен лозунг «Назад к Канту!» («Zurueck nach Kant!», O. Liebmann, 1865) как призыв к возрождению научной метафизики как теории опыта, направленной на осмысление развития современной науки (точнее этот призыв звучит так: «Auf Kant muß zurückgegangen werden» (А.Н. Круглов)). В свое время, в противовес засилью спекулятивно– идеалистических систем фихте–шеллинго-гегелевского типа, неокантианцами был провозглашен лозунг «Назад к Канту!» («Zurueck nach Kant!», O. Liebmann, 1865) как призыв к возрождению научной метафизики как теории опыта, направленной на осмысление развития современной науки (точнее этот призыв звучит так: «Auf Kant muß zurückgegangen werden» (А.Н. Круглов)). Сейчас мы провозглашаем его еще раз, правда уже как «Вперед с Кантом!», в условиях якобы «смерти метафизики», поскольку эвристический потенциал трансцендентализма для построения теории человеческого опыта каковой и должна быть метафизика (в качестве первой философии Аристотеля) отнюдь не исчерпан. Сейчас мы провозглашаем его еще раз, правда уже как «Вперед с Кантом!», в условиях якобы «смерти метафизики», поскольку эвристический потенциал трансцендентализма для построения теории человеческого опыта каковой и должна быть метафизика (в качестве первой философии Аристотеля) отнюдь не исчерпан.
3 Общее понимание трансцендентальной философии (трансцендентализма) Вот как Кант определяет в общем трансцендентализм : «Я называю трансцендентальным всякое познание, занимающееся не столько предметами, сколько [нашим] способом познания предметов, поскольку это познание должно быть возможным a priori (подчеркнуто мной. К.С.). Система таких понятий называлась бы трансцендентальной философией» [В 25]
4 Общий и прикладной трансцендентализм «Я называю трансцендентальным всякое познание, занимающееся не столько предметами, сколько видами нашего познания предметов, поскольку это познание должно быть возможным a priori (подчеркнуто мной. К.С.). «Я называю трансцендентальным всякое познание, занимающееся не столько предметами, сколько видами нашего познания предметов, поскольку это познание должно быть возможным a priori (подчеркнуто мной. К.С.). («nicht sowohl mit Gedenständen, sodern mit unserer Erkennthissart») («nicht sowohl mit Gedenständen, sodern mit unserer Erkennthissart»)
5 Общий и прикладной трансцендентализм Можно выделить три основных вида нашего (человеческого) познания: Философское («метафизическое»); онтология; Философское («метафизическое»); онтология; Естественнонаучное («физика»); Естественнонаучное («физика»); Математическое; Математическое; Искусство (как, возможно, четвертый «тип познания»). Искусство (как, возможно, четвертый «тип познания»).
6 Трансцендентальная аргументация Ядром Transscendentalphilosophie выступает трансцендентальная аргументация (англ. transcendental argument(s)). Структура трансцендентального аргумента (в свете кантовского вопроса «Как возможно…?» ) выглядит так: 1. E (где E некоторый опытный факт). 2. P есть необходимое условие E (где P не–опытная «гипотеза»). 3. Следовательно, P.
7 Трансцендентальная аргументация в общем 1. E (где E некоторый опытный факт). 2. P есть необходимое условие E (где P не– опытная «гипотеза»). 3. Следовательно, P. Если перейти на кантовский язык, то P п.2 выступает как [необходимо–всеобщее] трансцендентальное условие [КЧР, 504 (А 106)] Если перейти на кантовский язык, то P из п.2 выступает как [необходимо–всеобщее] трансцендентальное условие [КЧР, 504 (А 106)]
8 Трансцендентальная онтология Решающим же для понимания кантовского трансцендентализма является противопоставление трансцендентального эмпирическому, по поводу которого Кант, подводя итог своему определению трансцендентального, говорит следующее: « различие между трансцендентальным и эмпирическим причастно только к критике знаний и не касается отношения их к предмету » [КЧР, 73; В 80/81]. Решающим же для понимания кантовского трансцендентализма является противопоставление трансцендентального эмпирическому, по поводу которого Кант, подводя итог своему определению трансцендентального, говорит следующее: « различие между трансцендентальным и эмпирическим причастно только к критике знаний и не касается отношения их к предмету » [КЧР, 73; В 80/81]. Замечу, что трансцендентальное противостоит эмпирическому в другом, чем априорное, отношении, что напоминает противопоставление естественной и феноменологической установок сознания Гуссерля.
9 Трансцендентальная онтология Если рассматривать познание как соотношение эмпирических субъекта и объекта, то специфика трансцендентализма в переключении интенции с объекта (Античность) и субъекта (Новое время) на познание [предмета], или построение теории опыта : вещь опыт сознание
10 Трансцендентальная онтология Тем самым можно говорить о трансцендентальном сдвиге: вещь (эмпирическое) опыт (трансцендентальное) сознание Противопоставление классической и трансцендентальной метафизики: преодоление эмпирической точки зрения.
11 Трансцендентальная реальность опыт /опытное познание (область трансцендентального) трансцендентальный объект --- трансцендентальный субъект Каков онтологический статус трансцендентальной реальности?
12 Онтологический статус трансцендентальная реальности Представим, что мы наблюдаем некоторую звезду с помощью телескопа (пример Г. Фреге). Кантовской вещи–в–себе будет соответствовать звезда (сама по себе), ее субъективным (чувственным) представлением (вещью–для–нас) будет образ нашего сознания, а трансцендентальное (трансцендентальный предмет) можно соотнести с изображением звезды на линзе телескопа: оно имеет объективную значимость [1], поскольку является не данностью нашего сознания, а соответствует объективно (реально) существующей звезде (как объекту!). Представим, что мы наблюдаем некоторую звезду с помощью телескопа (пример Г. Фреге). Кантовской вещи–в–себе будет соответствовать звезда (сама по себе), ее субъективным (чувственным) представлением (вещью–для–нас) будет образ нашего сознания, а трансцендентальное (трансцендентальный предмет) можно соотнести с изображением звезды на линзе телескопа: оно имеет объективную значимость [1], поскольку является не данностью нашего сознания, а соответствует объективно (реально) существующей звезде (как объекту!). [1] Следует отличать кантовскую объективную значимость от объективного существования: звезда на линзе телескопа, как образ реальной звезды, объективно значима, но не существует в том же самом смысле как реальная звезда сама по себе.
13 Онтологический статус трансцендентальная реальности
14 Современный трансцендентализм Современный трансцендентализм
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.