Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемЛюбовь Асадова
1 Философия Лекция 2 Исторические типы философствования. Античная философия. старший преподаватель кафедры философии Панькова Наталья Михайловна
2 Античная философия 2
3 ВОПРОСЫ: 1. Начало философии. 2. Этапы становления западной философии. 3. Древнегреческая философия Натурфилософия Классический период : Философия Сократа, Платона и Аристотеля. Эллинская философия 3
4 1. Начало философии 4
5 Карл Ясперс ( ) Осевое время – VII-V вв. до н. э. период в истории человечества, во время которого на смену мифологическому мировоззрению пришло рациональное, философское 5
6 Осевое время Осевое время – это эпоха становления философии в мире. Все учения осевого времени ( которые существуют до сих пор ) отличаются рационализмом и стремлением человека к переосмыслению существовавших до этого норм, обычаев и традиций. 6
7 Начало философии VII-Vвв.до н.э. 7 Восточная философия : O Китай O Индия Западная философия : O Греция
8 2. Этапы становления западной философии O Античная философия (VIIв. до н.э.-II в. н.э.) O Средневековая философия (II - XIII вв. н.э.) O Философия эпохи Возрождения (XIV-XVI вв. н.э.) O Философия Нового времени (XVII-XVIII вв. н.э.) O Постклассическая философия (XIX в.) O Современная философия (XIX-XXI вв. н.э.) 8
9 3. Древнегреческая философия 9
10 Античная философия 1. Досократический - VII-V вв. до н.э. Натурфилософия (философия природы) 2. Классический – сер.V-IV вв. до н.э. 3. Эллинистический – конец IV в. до н.э.- II в. н.э. 10
11 I. Философские школы досократического периода Основной вопрос – Из чего всё? Основная проблема – Соотношение Единого и Многого. Поиск первоначала (архи) 11
12 Милетская школа VII-VI вв. до н.э. Моносубстанция : Фалес – вода Анаксимандр – апейрон Анаксимен - воздух 12
13 Милетская школа O « Философия началась с Фалеса, он был первым » Цицерон O « Началом всего является беспредельное время » Анаксимандр O Анаксимен – друг Анаксимандра O Анаксимен своему ученику : « Твои знания – маленький круг, мои – большой. Вне этих кругов – неизвестность. Чем шире твой круг, тем больше он соприкасается с неизвестностью. Чем больше узнаешь, тем больше возникает вопросов !» 13
14 Ионийская школа (VI-Vвв. до н.э.) Гераклит Эфесский: O в основе мира – движение O Огонь – иллюстрация движения O Миром правит Логос 14
15 Гераклит O Происходил из царского рода, отрекся от титула в пользу брата O Получил прозвище Темный O В текстах первым употребил слово « космос » - порядок, вечно живой огонь. O Постоянно ругался с соотечественниками O В конце жизни ушел в горы и жил там отшельником. O Плакал, т. к. все, что делали люди, казалось ему жалким. 15
16 O « Все течет, все изменяется » O « В одну и ту же реку нельзя войти дважды » O В борьбе противоположностей обнаруживается их внутреннее тождество – « Жизнь одних есть смерть других » - основа диалектики 16
17 Пифагорейская школа (VI-V вв. до. н.э.) O Пифагор « Все есть число » O Система математических доказательств 17
18 Пифагор O Ученик Анаксимандра. Был хорош собой O Это его прозвище, т. к. он высказывал истину так же постоянно, как дельфийский оракул. O Сам ничего не писал, после первой же лекции приобрел 2 тыс. учеников, которые создали школу « Великая Греция » O Единице соответствует точка, двойке – линия, тройке – треугольник ( плоскость ), четверке – пирамида ( объем ) 18
19 O « Человеческую жизнь можно сравнить с рынком и олимпийскими играми, одни приходят торговать ( ищут выгоды ), другие – стремятся к славе и известности, а есть еще зрители, наблюдающие за тем, что там происходит, они не принимают участия в погоне, но созерцают и исследуют природу вещей, и познание истины любят больше всего - философы » Пифагор
20 Эмпедокл (v век до н.э.) O Плюрализм - признавал множественность первоначал. O В основе мира 4 начала : огонь, вода, земля и воздух. O Силы – Любовь ( соединение ) и Вражда ( разъединение ) O Ученик Парменида O Труды Эмпедокла написаны в форме стихотворных поэм. 20
21 Атомистическая школа (VI-Vвв.до н.э.) O Демокрит O Левкипп O Единое и Многое существуют в один момент времени ! O Единое – структура этого мира. Все состоит из атомов. O Способ соединения атомов – единый ( механическое соединение ) O Многое – бесконечное количество атомов. 21
22 O Атомы вещества – мельчайшие частицы, из которых состоит материя O Вещество, пространство и время нельзя делить бесконечно! O Все атомы вещества - разные O Атомы пространства (камеры) O Атомы времени (хрононы) O Душа состоит из атомов O Атомы неизменны, неделимы и однородны. O Движутся атомы в пустоте.
23 Элейская школа (VI-Vвв.до н.э.) Парменид O Проблема бытия O В основе всего 2 начала – огонь и земля O Нельзя помыслить множественность ! O Движение невозможно ! O Способы доказательства истины. 23
24 Зенон Элейский O Проблемы движения O Первым применил диалектику как метод выявления противоречий в суждениях противника – искусство спора O Доказательство построено на тезисе и антитезисе O Организовал политический заговор, был схвачен, но даже под пытками не выдал своих друзей. O Сказал своему врагу, что откроет тайну, но, когда тот наклонился, вцепился зубами ему в ухо и не отпускал его, пока Зенона не закололи. 24
25 Парадоксы (Апории Зенона): 1. Ахиллес и черепаха 2. Дихотомия 3. Стрела 4. Стадион 25
26 Софисты (V - IV вв. до н.э.) 26 Учителя мудрости Релятивизм – учение об условности и относительности человеческого познания Естественному ( природе ) противопоставлено искусственное ( общество ) Горгий, Гиппий и другие Протагор – « Человек – есть мера всех вещей : существующих, что они существуют, несуществующих, что они не существуют » ; Софизм « Рогатый »: - Ты имеешь то, что не терял ?
27 II. Классический период 27
28 Школы классического периода: O Школа Сократа V в. до н. э. O Академия Платона V-IV вв. до н. э. O Лицей Аристотеля IV в. до н. э. 28
29 Сократ ( гг. до н.э.) Антропологический поворот – « Познай самого себя !» « Не Физика, а Этика должна быть на первом месте !» Метод философии – диалектика ( искусство спора ) : O « Я знаю, что ничего не знаю » O Ирония O Майевтика 29
30 Сократ O Был 2 женат, но в браке не счастлив, было 3 сына O « Женишься ты или нет – все равно раскаешься » O Жил в бедности, но любил выпись и посмеяться. O Не оставил письменных свидетельств O « Благое вижу, хвалю, но к дурному влекусь » O Был приговорен к смерти за нарушение гражданских норм жизни ( не признает богов, которых признает город и развращает молодежь ) и казнен ( отказался от побега и выпил яд ) 30
31 Платон (428/ /347 гг. до н.э.) Ученик Сократа 1. Строение мира. 2. Учение о человеке. 3. Учение о познании. 4. Учение об идеальном государстве. Объективный идеализм 31
32 Строение мира Из идей и материи Демиург ( Бог - творец ) создает мировую душу и распространяет ее по пространству 32 Мир идей Мир вещей
33 Учение о человеке 33 Душа состоит из 3 элементов : Разумная ( философы ) Волевая ( воины ) Чувственная ( ремесленники и крестьяне ) философы воины Крестьяне и ремесленники
34 Учение о познании O Человек – единство души и тела O Гуперуранция – мир « по ту сторону неба », в котором ранее находилась душа человека O Познание – процесс припоминания того, что душе было известно O Миф о пещере
35 Учение об идеальном государстве 35 Справедливые формы государства : O Монархия O Аристократия O Полития Несправедливые формы государства : O Тирания ( власть одного ) O Олигархия ( власть богатых ) O Тимократия ( власть честолюбцев ) O Демократия ( крайняя форма – охлократия – власть толпы ) Идея Блага как реализация принципа Справедливости
36 Аристотель O (384 до н. э до н. э.) O Ученик Платона O С 343 до н. э. - воспитатель Александра Македонского Философия : Физика – о природе ; Метафизика – все остальное. O Учение о строении мира O Учение о методах познания O Учение о душе O Учение о государстве
37 Философия: 1. Теоретическая ( проблемы бытия, происхождение сущего, причины явлений ); 2. Практическая ( деятельность человека, устройство государства, мораль ); 3. Поэтическая ( творчество, искусство, этика ) 37
38 Учение о строении мира. Мир – иерархия сущностей от материи к форме: Чистая форма – Перводвигатель Форма – активное начало, источник движения Материя – пассивное начало 38
39 Учение о познании 39 Категории : Бытие познается через высказывание о нем. Формальная логика – истинность умозаключения определяется по его форме. 10 категорий : 1. Сущность 2. Количество 3. Качество 4. Отношение 5. Место 6. Время 7. Положение 8. Состояние 9. Действие 10. Страдание
40 Учение о душе O Душа – носитель сознания 3 уровня души : O Растительная ( функции – питательная, размножение, рост ) O Животная ( функции – рост, размножение, ощущение, желания ) O Разумная ( функции - рост, размножение, ощущение, желания, рассуждения, мышление ) 40
41 III. Эллинистический период Школа стоиков (Зенон из Кития) Школа скептиков (Пиррон Элидский, Секст Эмпирик) Школа эпикурейцев (Эпикур) Школа киников (Антисфен, Диоген Синопский)
42 Стоики Сочетание материализма и идеализма Основатель - Зенон из Кития Представители Новой Стои : Сенека, Эпиктет и Марк Аврелий. Основная идея : « Центр познания находится в согласии ощущений и логических выводов » 42
43 Скептики O видели свою цель в опровержении догм всех философских школ. Основная идея : сомнение в качестве принципа мышления, особенно - в надёжности истины. Представители : Пиррон, Секст Эмпирик O Пиррон : « Ничто в действительности не является ни прекрасным, ни безобразным, ни справедливым, ни несправедливым, так как в себе все одинаково. 43
44 Эпикурейцы O « Мир чувств – главное содержание познания » Основатель : Эпикур Самосский (342 до н. э., Самос до н. э., Афины ) O Главный интерес для эпикурейцев представляет чувственный мир, поэтому их основной этический принцип - удовольствие. O На воротах школы была надпись : « Гость, тебе здесь будет хорошо ; здесь удовольствие - высшее благо ». 44
45 Киники O развивали практическую мораль Сократа. Основная идея : максимально ограничить свои потребности и вернуться, таким образом, к своему « естественному » состоянию. O Основатель школы : Диоген Синопский (412 до н. э до н. э.) O Однажды, уже будучи стариком, Диоген увидел, как мальчик пил воду из горсти, и в расстройстве выбросил из сумы свою чашку, промолвив : « Мальчишка превзошёл меня в простоте жизни » 45
46 46 По преданию, Диоген жил в бочке (пифосе), желая показать, что истинный философ, познавший смысл жизни, уже не нуждается в материальных благах, столь важных для обычных людей.
47 47
48 O Рассказывают, что когда Александр Македонский пришёл в Аттику, то захотел познакомиться с прославленным философом. O Плутарх рассказывает, что Александр долго ждал, пока сам Диоген придет к нему выразить свое почтение, но философ преспокойно проводил время. Тогда Александр сам решил навестить его. Александр сказал : « Проси у меня чего хочешь ». « Отойди, ты заслоняешь мне солнце », - сказал Диоген и продолжил греться. O На обратном пути Александр заметил : « Если бы я не был Александром, то хотел бы стать Диогеном ». O Александр умер в один день с Диогеном 10 июня 323 года до н. э. 48
49 Задание для самостоятельной работы: Диоген объяснял своему ученику почему элеаты не признают факт движения. Дело было на берегу моря. Ученик сидел на песке, а учитель ходил перед ним. Вдруг ученик захлопал в ладоши и сказал Диогену, что видит его движение, ведь глаза не могут нас обмануть! Диоген побил ученика палкой. За что? 49 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.