Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемВладлена Тимахина
1 ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОБОРОТЫ Урок русского языка 8 класс
2 ЗНАТЬ Определение фразеологизмов; фразеологические словари; важность обогащения словарного запаса. УМЕТЬ: сопоставлять фразеологический оборот со словом и свободным сочетанием слов; использовать фразеологизмы с целью обогащения речи
3 ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОБОРОТЫ В словарный состав языка входят не только отдельные слова, но также устойчивые сочетания слов – фразеологизмы, которые являются предметом изучения фразеологии – относительно самостоятельного раздела лексикологии. Так же, как слова, фразеологизмы представляют собой лексические единицы, потому что они постоянны по своему составу и лексическому значению. Без утраты смысла во многих из них нельзя заменять слова на синонимичные (сравните: протянуть ноги и вытянуть ноги) и распространить их другими словами (сравните: протянуть ноги и протянуть свои ноги). Лексическое значение фразеологизма не является суммой значений составляющих его компонентов (слов), хотя может зависеть от них. Значение некоторых фразеологизмов можно передать одним словом – синонимом (Ну, это бабушка надвое сказала – Ну, это враньё).
4 Фразеологизмы классифицируются по степени спаянности слов и зависимости значения всего фразеологизма от значений слов, входящих в его состав (классификация академика В.В. Виноградова): фразеологические сращения – словосочетания с абсолютной спаянностью частей, целостное значение которых не выводится из значений составляющих их слов (съесть собаку, остаться с носом, как пить дать). Часто в состав таких фразеологизмов входят архаизмы (бить баклуши, точить балясы, попасть впросак, ничтоже сумнящиеся); фразеологические единства – словосочетания, целостное, неделимое значение которых (как правило, образное) в той или иной степени объясняется отдельными значениями составляющих их слов (вылететь в трубу, держать камень за пазухой, заткнуть за пояс); фразеологические сочетания, в состав которых входят слова, каждое из которых имеет самостоятельное значение, но значение одного из слов не свободно, связано; или встречается только в данном словосочетании (расквасить нос), или в нескольких, но близких по смыслу (так, слово щекотливый имеет значение требующий большой осмотрительности, но можно сказать щекотливый вопрос, щекотливая тема, щекотливая ситуация и нельзя сказать щекотливая поездка); или употребляется в этом значении только в данном сочетании (или в нескольких, близких по смыслу), а в других имеет иное значение (сравните: тоска/грусть берёт и берёт книгу). Словосочетание, представляющее собой фразеологизм, является единым членом предложения. Так, в предложении Мы остались с носом фразеологическое сращение остались с носом – сказуемое. Допустимо охарактеризовать как разные члены предложения лишь слова некоторых фразеологических сочетаний, как правило, таких, в которых слово со связанным значением может сочетаться с несколькими словами (щекотливый(ая) вопрос/тема/ситуация). Совокупность фразеологизмов составляет фразеологию языка. Фразеологизмыфиксируются и толкуются во фразеологических словарях.
5 ЭТО ИНТЕРЕСНО Почему так говорят? Ты когда- нибудь ходил буквой «Г»? Нет? Напрасно, это довольно увлекательное занятие. Вот, например, конь всегда ходит «Г». Конечно, не живой конь, а шахматный. Все шахматные фигуры передвигаются по прямой линии, и только конь ходит зигзагами, напоминающими по форме букву «Г». С помощью такого хитрого хода конь может оказаться в тылу шахматного противника, где его никто не ждёт. Поэтому и про человека, совершившего неожиданный, хитроумный поступок, говорят: он сделал ход конём.
6 ЗАДАНИЕ 1 Рассмотрите рисунки. Какие фразеологизмы имел в виду художник, создавая эти шутливые рисунки? Запишите эти фразеологизмы. Составьте с ними предложения.
8 ЗАДАНИЕ 2 В озвученном тексте найдите фразеологизмы, объясните их значение. С виду мы не очень схожи: Петька толстый, я худой. Не похожи мы, а всё же Нас не разольёшь водой! Текст 1 Текст 2 Спускался я с пригорка И вёдра нёс в руках – Бренчали два ведёрка О всяких пустяках. Когда же шёл я бодро От речки до ворот, Помалкивали вёдра, Воды набравши в рот… ( Б. Заходер)
9 ЗАДАНИЕ 3 Ученики получили задание: написать рассказ, используя в нём фразеологизмы.Какие недочёты вы заметили в следующем отрывке из сочинения ? На перемене Лена спрятала куда-то мой портфель и не хотела отдавать. И стала водить меня за нос по всему классу. А Люся и Катя знали, где портфель, но они в рот воды набрали. Я на них обиделась, и между нами чёрная кошка пробежала. Когда портфель нашёлся, я всё равно была расстроенная, не в своей тарелке и как в воду опущенная. Понимает ли ученица значение использованных фразеологизмов ? Правильно ли их употребляет ?
10 ТЕСТ
11 « Для всего, что существует в природе: воды, воздуха, неба, облаков, дождей, лесов и полей, цветов и трав в русском языке есть великое множество хороших слов и названий» К. Паустовский
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.