Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемМаргарита Шилоносова
1 ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННАЯ ПАЛАТА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ О проблемах подготовки кадров для отраслей экономики региона и механизмах социального партнерства по их решению 21 марта 2012г.
2 ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННАЯ ПАЛАТА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Почему ТПП ? ТПП ЧР на протяжении уже 12 лет представляет интересы работодателей в республиканской и муниципальных трехсторонних комиссиях по регулированию социально-трудовых отношений в Чувашской Республике Необходимость осуществления конкретных мер в рамках социального партнерства по многим направлениям деятельности : Создание благоприятных условий для развития предпринимательства деловая культура условия труда охрана труда аттестация рабочих мест тарифы на ЖКУ подготовка кадров …
3 ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННАЯ ПАЛАТА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ « Погружение» в проблемы: (организация диалога) Аналитические исследования рынка труда и рынка образовательных услуг (2002 г., 2004 г., 2006г., 2007г., 2008г., 2009г., 2010г.) Серия конференций, специализированных семинаров и телепередач (ежегодно) В ТПП ЧР действует Учебно-методический центр В ТПП ЧР созданы филиалы кафедр(4) ведущих ВУЗов Чувашии
4 ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННАЯ ПАЛАТА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Механизмы взаимодействия : Создана Ассоциация учебных заведений профессионального образования при ТПП ЧР(а также 30 отраслевых ассоциаций) При ТПП ЧР создан и функционирует Комитет по профессиональному образованию, подготовке и повышению квалификации кадров Вопрос «О потребности в кадрах» рассмотрен на республиканской трехсторонней комиссии (2005г., 2007г., 2008г.,2009г., 2011г.) и на Коллегии Минпромэнерго Чувашии (2007г., 2009г.) Модель социального партнерства (формализована в виде нескольких Соглашений)
5 ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННАЯ ПАЛАТА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Участие в формировании регионального заказа потребности в кадрах Участие в разработке профессиональных стандартов Участие в разработке рекомендаций по корректировке образовательных программ Организация деятельности Центра по сертификации персонала Механизмы взаимодействия :
6 ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННАЯ ПАЛАТА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Основные противоречия Работодатели критикуют систему профессионального образования за то, что ее «продукция» часто не соответствует требованиям предприятий Власть критикует работодателей за то, что на многих предприятиях отсутствует стратегия по обеспечению потребностей производства кадрами и предлагает им самим решать свои проблемы путем заключения прямых договоров с системой НПО,СПО и ВПО Внутри Власти имеются противоречия, главное из которых – « Кто отвечает за формирование заказа по подготовке кадров для экономики региона?» Образовательные учреждения критикуют: - работодателей за то, что те «не вкладывают» средства в систему профессионального образования (особенно НПО) - Власть – за отсутствие четко сформулированного заказа ( Кого, Сколько и к Какому времени нужно готовить) ВСЕ сетуют на то, что действующее законодательство не позволяет строго «закреплять» кадры на предприятиях после окончания образовательных учреждений (особенно НПО)
7 ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННАЯ ПАЛАТА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИВыводы 1. Происходит снижение доли крупных промышленных предприятий. Занятость на крупных и средних предприятиях сокращается значительно быстрее, чем в среднем по отраслям 2. Наибольшее снижение численности работников за последние три года произошло на предприятиях машиностроения, электротехники, легкой и химической промышленности. В то же время на данных предприятиях сохраняются вакантные места по ведущим рабочим специальностям, существует проблема с заполнением вакансий квалифицированными кадрами 3. Подавляющее большинство обследованных предприятий осуществляют профессиональную переподготовку работников путем обучения на рабочих местах
8 ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННАЯ ПАЛАТА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИВыводы 4. В ближайшие три года список наиболее востребованных специальностей по оценкам предприятий останется неизменным 5. В качестве основных требований к работнику работодателями названы обучаемость и умение приспосабливаться к изменению условий производства, способность к освоению новой техники 6. По мнению работодателей учреждения профессионального образования должны уделять больше внимания практической подготовке и увеличению срока похождения практики для учащихся и для преподавателей 7. Работодателей не устраивают профессиональные качества работников. Работники не стремятся повышать квалификацию, производительность труда, осваивать смежные специальности. На низком уровне находятся моральные качества работников. Основная масса увольняется за нарушения режима работы, мер безопасности и невыполнение обязанностей
9 ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННАЯ ПАЛАТА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИВыводы 8. Структура спроса на специалистов с высшим образованием изменилась. На первом месте вновь, как и много лет назад, оказались технические специалисты: инженеры, технологи, электронщики 9. Востребованы математики (например, специальности «Прикладная информатика в экономике», «Математические методы в экономике»). Но это не значит, что на рынке труда востребованы математические знания, просто математический стиль мышления позволяет адаптироваться к любым задачам 10. Основные проблемы высшего образования, по мнению работодателей: - Отсутствие практического опыта у выпускников (2/3 респондентов; - Неверные мотивационные установки молодых специалистов (потребительская позиция); - Устаревшие навыки и знания у выпускников, в следствии слабой материально- технической базы вузов и преклонного среднего возраста преподавателей.
10 ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННАЯ ПАЛАТА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИВыводы 11. Предпочтения работодателей основываются не столько на имени вуза, сколько на культуре, формируемой этим учебным заведением. Навыки в компании привьют, а вот прививать культуру поведения, стиль общения, выразительность речи, повышать интеллектуальную планку уже не возьмутся. На любом предприятии востребованы очень обучаемые люди с высокой культурой 12. Вузам, чтобы улучшить качество образования и приблизить его к реалиям бизнеса, нужно более тесно сотрудничать с предприятиями. Более 50% работодателей уверены, что студентам необходима более обширная производственная практика. Еще 25% считают, что и вузовским преподавателям следует периодически проходить практику на предприятии.
11 ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННАЯ ПАЛАТА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИРекомендации 1. Учебным заведениям необходимо установить договорные отношения с работодателями, чтобы осуществлять подготовку кадров на основании заказа, обеспечивающего гарантированное трудоустройство 2. Обеспечить мобильность региональной системы ПО путем обновления профессий в учреждениях ПО в сторону современных востребованных специальностей. Скорректировать программы обучения в сторону увеличения количества осваиваемых смежных специальностей Выделить в учреждениях ПО специальные службы (маркетинговые службы) для ориентации учреждения на соответствие региональному рынку труда 3. Предприятиям и учебным заведениям осуществлять совместное планирование программ профессиональной переподготовки работников. Разрабатывать и согласовывать учебные программы применительно к специфике отдельного предприятия. Привлекать представителей предприятий в образовательный процесс 4. Проводить мониторинг изменения спроса на рынке труда, путем анализа заявок предприятий в службу занятости, учебные заведения, частные биржи труда, СМИ и т.д.
12 ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННАЯ ПАЛАТА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИРекомендации 5. Проводить сертификацию профессиональных квалификаций выпускников, для подтверждения соответствия требованиям работодателей. Изучать оснащенность предприятий в целях обучения работе на современном оборудовании 6.. Скорректировать программы обучения в сторону увеличения количества часов для практических занятий. Обеспечить обязательное периодическое повышение квалификации на современном оборудовании на предприятиях. Изучать оснащенность предприятий в целях обучения работе на современном оборудовании. Привлекать представителей предприятий в образовательный процесс 7. При подготовке специалистов уделять особое внимание морально- психологической подготовке. Совместно с предприятиями разработать программу повышения престижности рабочих профессий
13 ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННАЯ ПАЛАТА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Предложения ТПП может взять на себя выполнение следующих функций: Ежегодный доклад (возможно на заседании Кабинета Министров ЧР) «Анализ рынка труда и рынка образовательных услуг. Прогноз потребности в кадрах отраслей экономики региона». Участие в формировании регионального заказа потребности в кадрах Организация ежегодной биржи контактов Предприятия – презентация потребностей и условий труда Учреждения образования – презентация возможностей Участие в разработке профессиональных стандартов Участие в разработке рекомендаций по корректировке образовательных программ Организация деятельности Центра сертификации персонала
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.