Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемЛюдмила Рюмина
1 Тема 4: Государство и его роль в рыночной экономике Доцент Ковальская Марика Ивановна
2 План: 4.1. Государство как субъект рыночной экономики 4.2. Основные цели и направления государственного регулирования 4.3. Формы и методы государственного регулирования
3 4.1. Государство как субъект рыночной экономики
4 Госуда́рство особая организация политической власти общества, занимающая определенную территорию, имеющая собственную систему управления и обладающая внутренним и внешним суверенитетом.
5 Изначально любое государство выполняло триединую задачу: -управлять хозяйством и обществом; -защищать власть класса эксплуататоров и подавлять сопротивление эксплуатируемых; -оборонять собственную территорию и (если имеется возможность) грабить чужую.
6 Функциями государства называются основные направления его деятельности, связанные с суверенитетом государственной власти.
7 Функции государства классифицируются: по сфере общественной жизни: на внутренние и внешние, по продолжительности действия: на постоянные (осуществляемые на всех этапах развития государства) и временные (отражающие определенный этап развития государства), по значению: на основные и неосновные, по влиянию на общество: на охранительные и регулятивные.
8 К внутренним функциям государства относятся: Правовая функция Политическая функция Организаторская функция Экономическая функция Социальная функция Экологическая функция Культурная функция Образовательная функция
9 К внешним функциям государства относятся: Функция обеспечения национальной безопасности Функция поддержания мирового порядка Функция взаимовыгодного сотрудничества в экономической, политической, культурной и других сферах с другими государствами
10 В деятельности государства различают: деятельность по выработке политических решений (public policy-making); деятельность по выполнению этих решений государственному управлению (public administration).
11 От функций отличаются цели и задачи государства. Цели и задачи государства отражают основные направления стратегии, избираемой тем или иным правительством или режимом политической власти, а также определят средства реализации выбранной стратегии.
12 В традиционной экономике государство занимает существенные позиции - осуществляет перераспределение значительной части национального дохода.
13 В командной экономике, функционирующей преимущественно на основе административных методов хозяйствования, государство занимается практически всем.
14 В рыночной и смешанной экономике государство освобождается от несвойственных ему функций: директивного планирования, централизованного управления ресурсов и т.д. Государство занимается тем, без чего обществу нельзя существовать в современных условиях, и что не может сделать предпринимательский сектор экономики.
15 К субъектам экономической политики относятся: государство и его институты, которые наделены экономической и политической властью (законодательная, исполнительная и судебная власть) негосударственные союзы, объединения, которые могут опираться на свою экономическую или политическую силу
16 Государственное регулирование экономики (ГРЭ) представляет собой систему мер (законодательного, исполнительного и контролирующего характера), осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.
17 К причинам государственного вмешательства в рыночную экономику, относятся: 1.Компенсация или ликвидация отрицательных внешних эффектов рынка 2.Удовлетворение потребностей в коллективных благах и благах общественного пользования 3.Защита национальных интересов 4.Решение социальных проблем 5.Эмиссия денег 6.Выбор стратегии экономического развития национальной экономики
18 4.2. Основные цели и направления государственного регулирования
19 Объекты ГРЭ – это сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или разрешаемые в отдалённом будущем. В то же время снятие данных проблем настоятельно необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности.
20 Основные объекты ГРЭ – это: экономический цикл; секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйства; условия накопления капитала; занятость; денежное обращение; платёжный баланс; цены; НИОКР; условия конкуренции; социальные отношения; социальное обеспечение; подготовка и переподготовка кадров; окружающая среда; внешнеэкономические связи.
21 Выделяют следующие иерархические уровни объектов ГРЭ: фирмы; регионы; отрасли; сектора экономики; народного хозяйства в целом (хозяйственный цикл, денежное обращение, цены, НИОКР и др.); глобальный (социальные отношения, экология); наднациональный (экономико-политические отношения с зарубежными странами, интеграционные процессы).
22 Генеральной целью ГРЭ является экономическая и социальная стабильность, укрепление существующего строя внутри страны и за рубежом, адаптация его к изменяющимся условиям.
23 4.3. Формы и методы государственного регулирования
24 Для регулирования экономики государство использует различные формы и методы, которые в совокупности образуют механизмы государственного регулирования.
25 К основным формам государственного регулирования экономики относятся: Бюджетно-налоговое регулирование Денежно-кредитное регулирование Административное регулирование
26 Методы ГРЭ подразделяются на: административные (прямые) и экономические (косвенные).
27 Административные методы ГРЭ базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения.
28 Экономические методы ГРЭ – это, прежде всего: денежно- кредитная и финансовая политика
29 Денежно-кредитная политика – совокупность мер в области денежного обращения и кредита, направленная на обеспечение роста ВВП, стабильности цен, эффективной занятости и выравнивание платежного баланса.
30 Основные направления денежно- кредитной политики: политика учётной ставки (дисконтная политика), или политика ставки рефинансирования установление и изменение обязательных резервов банков операции государственных учреждений на открытом рынке ценных бумаг
31 Финансовой политикой называются мероприятия государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства страны.
32 Финансовая политика складывается из двух взаимосвязанных направлений деятельности государства: Бюджетной политики (бюджетного регулирования); Налоговой политики.
33 Главным инструментом мобилизации финансовых средств для покрытия государственных расходов являются налоги. Государственное регулирование при помощи налогов зависит от выбора налоговой системы, размера налоговых ставок, видов и размеров налоговых льгот.
34 Высшая форма ГРЭ – это государственное экономическое программирование, охватывающее многочисленные цели и весь набор инструментов ГРЭ.
35 По срокам государственного программирования различают: краткосрочные программы, разрабатываемые сроком до года; среднесрочные программы, рассчитанные на срок 3-5 лет; долгосрочные программы, которые составляются на срок 5-10 лет; сверхдолгосрочные программы – сроком более 10 лет.
36 По объектам государственного программирования программы подразделяются: Общегосударственные; Региональные; Целевые программы; Отраслевые программы; Чрезвычайные программы.
37 Самостоятельным комплексным методом ГРЭ (и одновременно его объектом) является государственный сектор в экономике
38 Особое место среди механизмов ГРЭ играет ускоренное амортизационное списание основного капитала и связанные с ним образование и реализация скрытых резервов, осуществляемые в рамках разрешений министерства финансов
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.