Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемmoianauka.ru
1 Формы и уровни бытия. Выполнила: Устяк Анастасия 1МЭУ.
2 Категория бытия- фундаментальная категория, которая получила разработку еще в ранней древнегреческой философии. Служит для обозначения всего, что существует. В ней фиксируется убеждение человека в существовании окружающего его мира. Бытие- интегральная характеристика мира, утверждает целостность мира, через его существование.
3 По способу существования бытие разделяется на два мира: Мир физических состояний (материальный, природный) Мир психических состояний (сознание, духовность) Материальный мир существует независимо от сознания и воли людей -т.е. объективно. Психологический мир носит субъективный характер (его носитель- субъект)
4 Разновидности бытия. Специфическое бытие вещей создаваемых человеком ( принадлежат к физическому миру, но в тоже время, в своем происхождении они опосредованы человеческим сознанием, этим бытие « второй природы» отличается от способа бытия самой природы, частью которой является человек. Духовный мир человека: субъективный – внутренний психический мир отдельного человека; объективный- совместная деятельность порождает объективированное духовное состояние общества. Человеческое общество- в нем переплетаются материальное и идеальное, субъективный и объективный мир.
6 Бытие вещей, явлений и состояний природы, или бытие первой природы, существует до, вне и независимо от сознания человека. Бытие каждого конкретного явления природы ограничено во времени и пространстве, оно сменяется их небытием, а природа в целом бесконечна во времени и пространстве. Первая природа является объективной и первичной реальностью, ее большая часть и после возникновения рода человеческого по-прежнему существует как совершено самостоятельная, независимая от человечества реальность. «Вторая природа» - бытие вещей и процессов, произведенных человеком, - зависит от первой, но, будучи произведенной людьми, она воплощает в себе единство природного материала, определенного духовного (идеального) знания, деятельность конкретных индивидов и социальных функций, предназначения данных предметов. Бытие вещей «второй природы» есть социально-историческое бытие, комплексная природно-духовно-социальная реальность, она может вступать в конфликт с бытием первой природы, находясь в рамках единого бытия вещей и процессов.
7 Бытие отдельного человека представляет собой единство тела и духа. Человек для самого себя и первая, и «вторая природа». Не случайно в традиционной, классической философии человека нередко определяли как «мыслящую вещь». Но бытие человека как мыслящей и чувствующей «вещи» в мире природы явилось одной из предпосылок возникновения и общения, т.е. предпосылкой формирования специфики человеческого бытия. Бытие каждого конкретного человека есть взаимодействие, во-первых, мыслящей и чувствующей «вещи» как единства природного и духовного бытия, во-вторых, индивидуальной особи, взятой на данном этапе эволюции мира вместе с миром, и, в-третьих, как социально-исторического существа. Его специфика проявляется, например, в том, что: без нормального функционирования в человеке его духовно-психической структуры человек как целостность не полноценен; здоровое, нормально функционирующее тело является необходимой предпосылкой духовной, умственной деятельности; человеческая деятельность, телесные действия человека зависят от социальной мотивации. Бытие каждого конкретного индивида ограничено во времени и пространстве. Но оно включено в безграничную цепь человеческого бытия и бытия природы и является одним из звеньев социально-исторического бытия. Человеческое бытие в целом - реальность, объективная по отношению к сознанию отдельных людей и поколений. Но, будучи единством объективного и субъективного, человек не просто существует в структуре бытия. Обладая способностью познавать бытие, он может и влиять на него, к сожалению, далеко не всегда позитивно. Поэтому так важно для каждого человека осознать свое место и роль в единой системе бытия, свою ответственность за судьбы человеческой цивилизации.
8 Виды реальности или уровни бытия. Вид реальностиОбъекты относящиеся к этой реальности Характеристика объектов Эмпирическая или материальная Вещи (материальные объекты), человеческие тела Временные МентальнаяЧувства, желания, иллюзии, предпочтения Временные ИдеальнаяЧисла, геометрические формы, общее содержание понятий и суждений Вневременные, но реализуются в двух первых видах бытия в настоящем, прошедшим или будущем Безусловное бытие или божественное БогВневременные
9 Уровни бытия Существовавшее в возможности (потенциальное бытие) Существующее в действительности (активное бытие)
10 Различие двух уровней бытия и его определения знали философы, хотя «нечетко и без всякой ясности». Аристотель проводит такое различение уже с большей определенностью, характеризуя центральное положение категории сущности. Согласно Аристотелю, она ни о чем «не сказывается», а о ней «сказываются» все другие категории, поскольку они раскрывают присущие ей атрибутивные характеристики. Без таких характеристик «бытие» в человеческой голове не было бы «представлено» в достаточно полной мере. Онтологические понятия о его атрибутах продолжают характеристику бытия в виде иерархической субординации категорий второго уровня. Происходит параметризация бытия. Данный уровень определения бытия получил свое развитие и выделение в отечественной философской литературе. В ней «онтологические понятия об атрибутах материи» явно признаются образующими «вторичный» уровень ее определения, на котором «свойство» материи быть объективной реальностью раскрывается с помощью «атрибутов», выступая в качестве характеристик того содержания, которое вкладывается в понятие «объективная реальность». Разработаны «модели» объекта как самосогласованной системы атрибутов (движение, пространство, время, качество, количество, закономерность, причинность и т. п.), характеризующих содержание любого материального объекта.
11 Однако выделения двух уровней недостаточно, поскольку они оставляют нас в границах концепции объективного и безразличного к человеку бытия. Встает проблема определения бытия в категории отношения как философская проблема отчуждения и преодоления отчуждения человека от бытия и бытия от человека. Ее решение приводит к выявлению основных типов миро отношения: созерцательного, активистского и принципиально отличающегося от них революционного. Эти типы мирового отношения являются элементами обобщенной модели человеческого мирного отношения. Они абстрагируются на базе закона единства и борьбы противоположностей как основного закона диалектики, призванной схватывать и выражать всевозможные соотношения противоположностей без уничтожения самостоятельности членов соотношения. При этом диалектику и диалектический метод следует осознавать как имплицитное, не развернутое еще и неисчерпаемо богатое явление, нуждающееся в своей экспликации, что относится и к закону единства и борьбы противоположностей.
12 Заключение Определение бытия не может быть сведено к одному из уровней ( « вещи», «свойства», или «отношения») без негативных последствий для истолкования бытия и онтологии как учения о бытии.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.