Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемintranet.tdmu.edu.ua
1 1 Религия Вера в существование той или иной разновидности сверхъестественных сил или в их главенствующую роль в мироздании и жизни людейМифология Миф – ранняя форма духовной культуры человечества – объединял в себе зачатки знания, религиозных верований, политических взглядов, разных видов искусства, философии Философия Система общих теоретических взглядов на мир, на место в нем человека Опираясь на веру как способ существования религиозного сознания, особое настроение, переживания, характеризующее его внутреннее состояние Опираясь на разум, реальные наблюдения, логические анализ, обобщения, выводы, доказательства Различие Форма общественного сознания
2 2 Общее РЕЛИГИЯМИФОЛОГИЯФИЛОСОФИЯ Поиск ответов на вопросы: о происхождении мира, о смерти и бессмертии, о месте человека в мире и отношении к нему. Различие Затрагивает чувства человека. Опирается на веру и религиозные догмы. Обращена к разуму человека. Опирается на науку, на знания о мире и характерно свободомыслие
3 3 Мировоззрение Обобщенная система взглядов человека на мир в целом, на место отдельных явлений в мире и на свое собственное место в немФилософия Форма общественного сознания, направленная на выработку целостного взгляда на мир и место в нем человека Общее Поиск ответов на вопросы: Что представляет собою природа, окружающий мир? Каково место человека в этом мире? Может ли человек познать мир и каким образом достигает понимание? Как человек должен вести себя по отношению к другим людям? Что такое истина, добро, красота? и т.д. Появляется задолго до того, как возникает философия Шире по объему, чем понятие «философия» Не являются достояние широких народных масс Реализуют мировоззренческую функцию на основе теоретического отношения к действительности, т.е. она есть приведенная система мировоззрения Различие
4 4 Основные разделы философии Логика – наука о правильном мышлении Логика – наука о правильном мышлении Гносеология – наука о познании Гносеология – наука о познании Онтология – наука о бытии Онтология – наука о бытии Этика – наука о морали Этика – наука о морали Эстетика – наука о прекрасном Эстетика – наука о прекрасном Аксиология – наука о ценностях Аксиология – наука о ценностях Герменевтика – наука о понимании и истолковании Герменевтика – наука о понимании и истолковании Антропология – наука о человеке Антропология – наука о человеке Социальная философия – наука об обществе Социальная философия – наука об обществе
5 5 Основные направления философии Философ – это человек, который субъективное беспокойство заключает в определен-ную систему (Ж.Лакруа)
6 6 По количеству признаваемых первоначал МОНИЗМ (признает одно первоначало: Бог, Абсолют, Мировой разум, Материя и т.д.) МОНИЗМ (признает одно первоначало: Бог, Абсолют, Мировой разум, Материя и т.д.) ДУАЛИЗМ (признает два первоначала: Инь и Ян, Дух и Материя, Тьма и Свет и т.д.) ДУАЛИЗМ (признает два первоначала: Инь и Ян, Дух и Материя, Тьма и Свет и т.д.) ПЛЮРАЛИЗМ (признает много первоначал: стихии, атомы, монады, дхармы и т.д.) ПЛЮРАЛИЗМ (признает много первоначал: стихии, атомы, монады, дхармы и т.д.)
7 7 По качеству признаваемых первоначал Материализм (материя первична, дух вторичен) Материализм (материя первична, дух вторичен) Идеализм (дух первичен, материя вторична) Идеализм (дух первичен, материя вторична) Объективный идеализм: духовное начало существует вне и независимо от нашего сознания Объективный идеализм: духовное начало существует вне и независимо от нашего сознания Субъективный идеализм: духовное начало – само человеческое «я» Субъективный идеализм: духовное начало – само человеческое «я»
8 8 По пониманию Бога Теизм (Бог как личность) Теизм (Бог как личность) Деизм (Бог как безликая первопричина мироздания) Деизм (Бог как безликая первопричина мироздания) Пантеизм («Бог во всем») Пантеизм («Бог во всем») Атеизм (Бог – фикция) Атеизм (Бог – фикция)
9 9 По пониманию Бога Бог по отноше-нию к миру Трансцен- дентен Не транс- цендентен Имманентен ТеизмПантеизм Не имманентен ДеизмАтеизм
10 10 По характеру философской системы Метафизика – поиск предельных оснований бытия и познания (попытка постичь мир в его завершенности и однозначности) Метафизика – поиск предельных оснований бытия и познания (попытка постичь мир в его завершенности и однозначности) Диалектика – отыскание истины в столкновении противополож-ностей (попытка постичь мир в его развитии и противоречивости)
11 11 Метафизика-раздел МЕТАФИЗИКА – раздел философии, как и гносеология. Метафизика занимается фундаментальными вопросами бытия: что существует необходимо?
12 12 Метафизика-Онтология Другое название – ОНТОЛОГИЯ (онтос + логос). Онтология философская строится на основе научной, но не совпадает с ней. Пример – споры химиков и физиков, химиков и биологов. РЕДУКЦИОНИЗМ и ФИЗИКАЛИЗМ как разновидности философской метафизики (онтологии).
13 13 Метафизика–Онтология Происхождение названия Происхождение слова «метафизика» во многом случайно: в классификации трудов Аристотеля метафизические трактаты шли после физики. Предметы метафизики у Аристотеля: Бог, Душа, Космос.
14 14 Метафизика – Метод Метафизика как метод НЕ СОВПАДАЕТ с метафизикой как разделом философии. Традиционные предметы метафизики ВЕЧНЫ, отсюда и использование слова для обозначения философского метода: Учение о том, что в мире нет изменений (существенных) и нет связи (категорий).
15 15 Онтологические проблемы Что РЕАЛЬНО существует? (Ощущения - Беркли/Идеи - Платон/Атомы – Демокрит/Вода – Фалес/…) в отличие от ВИДИМОСТИ? Какие категории существующего возможны? Что такое числа? Что такое пространство и время? Возможно ли существование НИЧТО? Есть ли душа и если есть, то как она связана с телом? Все ли имеет причину?
16 16 Субстанция и атрибут Основное деление в метафизике восходит к Аристотелю.
17 17 Субстанция и атрибут Это различение первично существующих вещей – СУБСТАНЦИЙ, и свойств, которыми они обладают – АТРИБУТОВ. Деление похоже на подлежащие и сказуемое. Стол – подлежащее (субъект, субстанция), коричневые предмет – сказуемое (предикат, атрибут). Атрибуты ВТОРИЧНЫ по отношению к субстанциям.
18 18 Отношение субстанции и атрибута (1) Субстанция может существовать без какого-то из своих свойств, но нет свойств, которые могут существовать без субстанция. Философы могут расходится во мнении, что служит субстанцией, а что атрибутом.
19 19 Отношение субстанции и атрибута (2) Например, можно сказать по разному: «Я вижу белого лебедя» «Я вижу белизну в форме лебединости» При этом субстанции существуют независимо, а атрибут зависим от субстанции! (Как независимая и зависимая переменная в функции)
20 20 Метафизика (онтология) атомизма. Атомы как субстанции Демокрит, Эпикур и Лукреций – древние атомисты. Субстанции для них – это атомы, элементарные, простые составляющие мира. Деревья, дома, животные, люди – все производно из атомов, это сочетания, онтологические конструкции.
21 21 Метафизика (онтология) духа. Мыслящая субстанция (1) Декарт начинает поиски достоверности с простой мысли: Сознание человека принципиально отлично от предметов: его элементы не локализованы в пространстве (груша идея груши), они не делятся (не обладают протяжением), не имеют формы и размера. (Вспомним Платона: идеи неделимы, вечны… поэтому Зенон не прав, его парадоксы к миру идей не применимы!)
22 22 Метафизика духа. Мыслящая субстанция (2) Декарт на этом основании утверждал, что идеи представляют собой самостоятельную субстанцию, со своими атрибутами. Это согласовалось и с религией, разделявшей душу и тело (Я, мыслящее – мышление как атрибут духа, непротяженное Я, неделимые идеи). Ему пришлось из-за этого ввести другую субстанцию – материю (воск, который меняется – протяженность и делимость).
23 23 Метафизика (онтология) религии. Бог как субстанция (1) В религии и теологии – учении о Боге, - часто рассматривают Бога как самостоятельную субстанцию, а все остальное как атрибуты этой субстанции. Так получается, что Бог первичен (независимая переменная!), а все остальное – вторично (зависимая переменная!).
24 24 Метафизика (онтология) религии. Бог как субстанция (2) В религиозной картине мира Бог – это единственная субстанция. Из философов ярче всего это выразил Бенедикт Спиноза: Бог или Природа, одна субстанция с 2-мя атрибутами, протяженностью и мышлением.
25 25 Наука и вопрос о субстанциях 1. Что является простейшими элементами мира? (Атомы? Энергия? Кварки? Струны?…) 2. Какие связи возможны между субстанциями, т.е. фундаментальными составляющими мира? 3. Как возникли и какими законами управляются субстанции?
26 26 Варианты метафизических решений В 17 веке, когда современная наука возникала, философские ответы были такими: 1. Дуализм Декарта 2. Атомизм Гоббса и французских материалистов 3. Монадология Лейбница.
27 27 Онтология Гоббса Гоббс – английский философ 17-го века
28 28 Атомизм Гоббса Наши восприятия, желания, идеи, воображение, эмоции и т.п. – это лишь движения атомов. Атомы раздражают нервные окончания, и через нервную систему производят все движения тела.
29 29 Основная идея и возражение Тезис материалистов: Сознание – это лишь материальные движения (Базаров у Тургенева в «Отцы и дети»). Ментальные (умственные) образы – ре- зультат ВНЕШНИХ отношений. Возражение: электроды в мозгу произ- водят ощущения (восприятия), но они не являются движением электричества.
30 30 Монадология Лейбница (1) Готфрид Лейбниц – немецкий профессор, философ второй половины 17 века.
31 31 Монадология Лейбница (2) Лейбниц создал странную онтологическую (метафизическую) теорию – МОНАДОЛОГИЮ. Мир - монад, идеальных точек. Все отношения – внутренние, внешние отношения производны, несущественны.
32 32 Монадология Лейбница (3) Пример: берем числовой ряд – 1, 2, 3, … Изучаем свойства 1, и видим 1
33 33 Монадология Лейбница (4) Монады содержат в себе весь мир, микрокосм = макрокосму. Монады замкнуты, отличаются по степени ПРОЯСНЕННОСТИ: чем более ясная монада, тем больше она осознает мир. Мир – констелляции, сочетания монад, темных и светлых (ЧЕЛОВЕК!). Мир принципиально, изначально ДУХОВЕН, материальность и внешние отношения – иллюзия. (Лейбниц к тому же РАЦИОНАЛИСТ)
34 34 Основной вопрос философии Энгельс в работе «Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии» писал об ОСНОВНОМ ВОПРОСЕ ФИЛОСОФИИ и формулировал его так: «Это вопрос о том, что первично, сознание или материя, мышление или бытие, дух или природа»
35 35 Возможные решения ОВФ Формально возможны 3 решения: 1. Первична материя (материалистический МОНИЗМ, напр., атомизм Демокрита и Гоббса) 2. Первичны идеи (идеалистический МОНИЗМ, напр., Платон, Аристотель, религиозные мыслители, монадология) 3. Возможно независимое существование того и другого (Дуализм, напр., 2 субстанции у Декарта)
36 36 Гносеологическая (эпистемологическая) форма ОВФ ОВФ можно решать ОНТОЛОГИЧЕСКИ (метафизически) как проблему ПЕРВИЧ- НОСТИ духа или материи. ОВФ можно также решать ГНОСЕОЛОГИ- ЧЕСКИ, как проблему познаваемости мира, вопрос о достоверности нашего познания. Энгельс называл это ДВУМЯ СТОРОНАМИ ОВФ
37 37 Материалистическая эпистемология Материалисты все без исключения были сторонниками теории ОТРАЖЕНИЯ, более или менее сложной, в зависимости от развития науки, а разницу духа и материи признавали в форме различия субстанции и атрибута или причины и следствия
38 38 Идеалистическая эпистемология Идеалисты и дуалисты в различной степени признавали независимость мира и духа, а значит невозможность окончательного познания мира из-за принципиального различия субстанций. Вариант: введение третьей субстанции (Бог) как гарантии познаваемости мира (Декарт, Лейбниц – ПРЕДУСТАНОВЛЕННАЯ ГАРМОНИЯ.
39 39 Современные научные материалисты Дж.Смарт - современный материалист. Em. Prof. J.J.C. Smart Ac Em. Prof. J.J.C. Smart Ac B.Phil., Oxford, Phone: Phone: Academic Background Academic Background Hon.D.Litt., University of Glasgow, 2001, Hon.D.Litt., La Trobe University, 1992 Hon.D.Litt., University of Glasgow, 2001, Hon.D.Litt., La Trobe University, 1992 Hon.D.Litt., University of St.Andrews, 1983 Hon.D.Litt., University of St.Andrews, 1983 B.Phil.Queen's College, Oxford, 1948 B.Phil.Queen's College, Oxford, 1948 M.A. Glasgow University, M.A. Glasgow University, 1946.
40 40 Современные научные материалисты Теория ФАКТИЧЕСКОГО тождества сознания и материи. Тождество может быть логическим: А=А. Может быть языковым (по определению): «Квадрат = равносторонний прямоугольник. Может быть фактическим: «Утренняя звезда = Вечерней звезде».
41 41 Научный материализм Словосочетание (понятие) «СОСТОЯНИЕ СОЗНАНИЯ» (радость, ощущение цвета, понимание текста, наслаждение картиной и т.д. – т.е. любое!) ФАКТИЧЕСКИ ОБОЗНАЧАЕТ то же самое, что и словосочетание (понятие) «СОСТОЯНИЕ МОЗГА» Мировоззренческая установка: Это до сих пор открывала наука, и будет открывать то же самое!
42 42 Пример-аналогия для понимания научного материализма (1) Пусть на планете Х цвет и форма всегда совпадают. У существ с Х-а цветовое зрение может отсутствовать, достаточно делить предметы по форме – прямоугольники (пусть ЗЕЛЕНЫЕ), треугольники (КРАСНЫЕ) и т.п. Среди жителей планеты Х есть мутанты, СПОСОБНЫЕ РАЗЛИЧИТЬ ЦВЕТ, но проявиться им невозможно, разве что как экстрасенсам – через отверстие по части предмета могут сказать о его форме.
43 43 Пример-аналогия научного материализма (2) Организовали экспедицию на планету Z, где есть цвет, и где он не совпадает с формой. Что скажет мутант соплеменникам, когда увидит КРАСНЫЙ (не зеленый!) КВАДРАТ? «Я видел квадрат, в некотором смысле треугольный» ИДЕАЛЬНОЕ и МАТЕРИАЛЬНОЕ всегда совпадают по законам этого мира (не языка и не логики!) – в этом идея НАУЧНОГО МАТЕРИАЛИЗМА.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.