Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемvassilyev1.narod.ru
1 С.В.Васильев Программно-целевые средства регионального развития 5. Программная ситуация. Ресурсы.
2 С.В.Васильев Программно-целевые средства регионального развития Отметим, что концепция программно- целевых средств регионального развития во многом альтернативна рыночному подходу.
3 С.В.Васильев А. Д. Некипелов, вице-президент РАН Безусловно, сегодня в правительстве нет единства по ключевым вопросам экономического развития. Есть явно выраженные группы. Одна занимает либеральные позиции и делает основной упор на совершенствование институтов рынка. Премьер, а вместе с ним и ряд других министров занимают другую позицию, на мой взгляд, более соответствующую особенностям России и ее экономики. Она заключается в том, что наряду с совершенствованием институтов рынка нужно принимать меры, направленные на коррекцию действий рыночного механизма в направлениях, обеспечивающих модернизацию российской экономики. И эта гетерогенность правительства, к сожалению, приводит к тому, что оно оказывается не очень дееспособным. Это тем более обидно в ситуации, когда у нас благодаря очень удачной внешней конъюнктуре есть очень хорошие возможности для роста. К сожалению, из-за политики, которая навязывается и проводится либеральным блоком, они сегодня не реализуются. Страна превращается в своеобразного скупого рыцаря, который занят накоплением несметных сокровищ, теряя при этом возможности для модернизации.
4 С.В.Васильев Программно-целевые средства регионального развития Достаточно обширный круг проблем не решается рынком. Страны с развитой рыночной экономикой – США, Канада, страны ЕС, Япония и другие – еще с 30-х годов ХХ века решали эти проблемы посредством государственных структур разного уровня – от центрального правительства до муниципалитетов. При этом во многом использовался опыт Советского Союза.
5 С.В.Васильев МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ОБЛАСТНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ Областные целевые программы являются инструментом регулирования и управления стратегией экономического, социального и научно-технического развития области, формой хозяйственной деятельности, способом приоритетной концентрации ресурсов для решения неотложных, первоочередных территориальных проблем.
6 С.В.Васильев МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ОБЛАСТНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ Основной принцип программ развития области состоит в том, что программы формируются "изнутри" территории области и базируются на ресурсном потенциале, обеспечивающем их реализацию. Программирование рассматривается как целенаправленный процесс мобилизации всех территориальных возможностей.
7 С.В.Васильев МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ОБЛАСТНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ В процедуре отбора территориальных проблем, подлежащих решению на программной основе, выделяют три основные этапа: отбор проблем, требующих решения; обоснование возможности решения проблем программным методом; независимая экспертная оценка целесообразности решения проблем программным методом.
8 С.В.Васильев МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ОБЛАСТНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ Отбор проблем включает в себя: определение узких мест в развитии области, порождающих проблемные ситуации (фиксация неудовлетворенности какой-либо потребности, разрыва между желаемым и достигнутым уровнями развития и др.); невозможность решить проблему в приемлемые сроки за счет действующего рыночного механизма и необходимости областной поддержки для её решения; выделение и описание проблем, требующих неотложного решения; структурный, качественный анализ выделенных проблем.
9 С.В.Васильев МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ОБЛАСТНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ Обоснование возможности решения проблем программным методом включает выявление наличия у проблем программных признаков – конечность во времени реализации, локализуемость проблемного объекта, неразрешимость проблемы в заданные сроки на основе других методов и форм управления и др.;
10 С.В.Васильев МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ОБЛАСТНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ Экспертная оценка целесообразности решения проблем программным методом содержит следующие процедуры: предварительная ресурсная оценка каждой из предлагаемых к решению проблем (потребность в финансовых, материально-технических, природных, трудовых, информационных и временных ресурсах); определение ресурсных возможностей и сопоставление их с потребностями для решения проблем; расчет полезной результативности решения каждой из проблем, конкретизация конечных результатов; определение экономической эффективности реализации проблем программным методом; принятие решения о разработке конкретных программ.
11 С.В.Васильев МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ОБЛАСТНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ Соблюдается цепочка: цели – пути и способы достижения целей – целереализующие мероприятия – потребные ресурсы, средства и источники их получения.
12 С.В.Васильев Программно-целевые средства регионального развития
13 С.В.Васильев Программная ситуация. Программная ситуация – комплексная проблема, для разрешения которой необходима централизация производственных и организационных ресурсов, которая не может быть обеспечена на основе существующей системы управления.
14 С.В.Васильев Программная ситуация. Проблему нельзя рассматривать в отрыве от макро- и микросреды, в которой эта проблема возникла и развивается. В нашем случае макросреда - глобальная среда и Российская Федерация. Микросреда – уровень субъекта федерации – Новгородская область.
15 С.В.Васильев Глобальная среда Информациональная и глобальная экономика Информациональная – так как именно способность генерировать, обрабатывать и эффективно использовать информацию, основанную на знаниях определяет производительность и конкурентоспособность факторов или агентов в этой экономике (будь то фирма, регион или нация).
16 С.В.Васильев Бизнес-среда информациональная и глобальная экономика Глобальная – потому что основные виды экономической деятельности, такие, как производство, потребление и циркуляция товаров и услуг организуются в глобальном масштабе. При этом достижение определенного уровня производительности и существование конкуренции возможно лишь внутри глобальной взаимосвязанной сети
17 С.В.Васильев Бизнес-среда информациональная и глобальная экономика Глобальная экономика работает как единая система в режиме реального времени в масштабе всей планеты. Новые информационные технологии почти мгновенно охватывают пространство всей планеты. Это означает немедленное применение к развитию информационной революции технологий, которые она создает.
18 С.В.Васильев Бизнес-среда информациональная и глобальная экономика При этом в мире существуют значительные области - маргиналы, не включенные в современную технологическую систему. Скорость технологической диффузии выборочна – и социально и функционально. Различные условия доступа к технологической силе для людей, стран и регионов являются критическим источником неравенства в современном мире. Вершина этого процесса – угроза исключения целых национальных и даже континентальных экономик (например Африки) из мировой информационной системы, а соответственно и из мировой системы разделения труда.
19 С.В.Васильев Третья промышленная революция. Нынешнюю технологическую революцию - с 80-х гг. 20 в. - характеризует не только центральная роль знаний и информации, но, главное, применение знаний и информации к генерированию знаний и устройствам, обрабатывающим информацию и осуществляющим коммуникацию, в кумулятивной петле обратной связи между инновацией и направлениями использования инноваций.
20 С.В.Васильев Четвертая информационная революция. 1-я – изобретение письменности (5-7 тыс. лет назад) 2-я – ( ) изобретение книгопечатания 3-я - (конец XIX в) изобретение электричества и телеграфа, телефона, радио, устройств, позволяющих передавать и накапливать информацию. 4-я – (70-е гг. XX в.) микропроцессорная технология и изобретение персонального компьютера.
21 С.В.Васильев Дематериализация рыночных продуктов знание является новой «монетой времени», причем транспортировка этого самого ценного товара осуществляется в наши дни мгновенно. Более 80% товарооборота США – реализация нематериальных продуктов – услуг, компьютерных программ, информационных технологий, видео и аудио материалов и др. «Концепции, идеи, и образы, а не физические предметы являются реальными ценностями в новой экономике. Богатство облачается более не в физический капитал, а скорее в человеческое воображение и творческий потенциал…». (Джереми Рифкин, Эпоха доступа – Age of Access 1999)
22 С.В.Васильев Новые ремесленники Производство вновь становится мелкосерийным или единичным с быстрым ростом производительности труда и увеличением номенклатуры производимых изделий, поддерживая постоянные связи с постоянными заказчиками.
23 С.В.Васильев Сети в обществе и в производстве. Иерархическая модель управления организацией 20-го века заменяется плоской сетевой структурой гибкой организации 21-го века, стираются границы между организациями, появляются виртуальные фирмы.
24 С.В.Васильев Ускоряющееся изменение техно- экономической среды за 20-й век скорость изменения технолого- экономического окружения успела сравняться (к середине 70-х гг.), а затем и превзойти скорость смены поколений. Таким образом сейчас за время активной жизни одного поколения сменяется несколько таких окружений. Это радикально меняет судьбу любого специалиста
25 С.В.Васильев Ускоряющееся изменение техно- экономической среды Технологическое окружение, экономическая и информационная среда меняются быстрее, чем сменяются поколения людей. Необходимо постоянное дообучение и переобучение. Организации становятся учащимися (Learning organizations).
26 С.В.Васильев Бизнес-среда и Россия В начале 90-х гг. Россия оказалась втянутой сразу в два трансформационных процесса: Глобализация и переход к информационному обществу. Этот процесс начался еще в 80-е годы и неудача СССР в его реализации частично подтолкнула распад страны. Переход к рыночной экономике, во многом совершавшийся без соответствующей подготовки.
27 С.В.Васильев Новгородская область
28 С.В.Васильев Новгородская область Демографические процессы. Новгородская область относится к регионам, в которых демографический кризис проявился раньше и в наибольшей степени, ускоряющее воздействие на этот процесс оказал длительный миграционный отток в крупнейшие города страны.
29 С.В.Васильев Новгородская область
30 С.В.Васильев Новгородская область Естественная убыль населения сформировалась еще в начале 1980-х годов, и к 2002 году область входила в пятерку субъектов РФ с самой высокой убылью, уступая только Псковской, Тверской, Тульской и Ивановской областям. В этих регионах самый высокий коэффициент смертности дополнялся низким показателем рождаемостиЕстественная убыль населения Внутриобластные демографические различия обусловлены центро-периферийным положением, в отдаленных сельских районах области смертность превышает рождаемость в 3 раза и более. В Великом Новгороде ситуация не намного лучше естественная убыль лишь наполовину ниже среднеобластной.
31 С.В.Васильев Новгородская область
32 С.В.Васильев Новгородская область
33 С.В.Васильев Новгородская область
34 С.В.Васильев Дифференциация заработной платы по отраслям экономики Отрасль 1990 г.1996 г.1999 г.2002 г. Всего в экономике100 Промышленность Сельское хозяйство Лесное хозяйство Строительство Транспорт Связь Торговля и общественное питание ЖКХ Здравоохранение Образование Управление
35 С.В.Васильев Доля населения, проживающего в населенных пунктах менее 200 чел. (А все население, Б сельское население без учета райцентров)
36 С.В.Васильев Доля отдельных городов в промышленном производстве Новгородской области в 2002 г.
37 С.В.Васильев Ситуация в сельском хозяйстве типична для Нечерноземья с его маргинальными природными условиями и очень низким качеством и трудовыми мотивациями сельского населения. Посевные площади в Новгородской области по сравнению с 1990 г. сократились почти в 2 раза (в РФ на 28%), в некоторых районах осталось менее 10% пашни, остальная зарастает лесом. Поголовье крупного рогатого скота уменьшилось почти в 4 раза (в целом по стране в 2,2 раза). Сильный спад привел к сокращению сырьевой базы молоко- и мясопереработки: производство молока сократилось в 2,3 раза, мяса в 2,7 раз. Основным ресурсом выживания в переходный период стала заготовка леса сельхозпредприятиями, при наличии устойчивого сбыта может быть рентабельным и производство молока.
38 С.В.Васильев Ситуация в сельском хозяйстве По сравнению с 1990 г. численность занятых в общественном агросекторе уменьшилась более чем на треть, в области преобладают мелкие сельхозпредприятия с числом занятых 30–90 человек, а иногда и 15 человек. Однако на фоне лесной промышленности, где произошло укрупнение и закрытие многих леспромхозов, агросектор как основная отрасль-работодатель в сельской местности сохранил больше предприятий, хотя среди них очень много "лежачих". Экономическая деградация основных отраслей сельской экономики лишила поддержки социальную инфраструктуру на селе, которая в советское время содержалась в основном предприятиями, а теперь живет только на бюджетные средства. Основными источниками дохода для сельского населения стали личное подсобное хозяйство и сбор дикоросов.
39 С.В.Васильев Социальные преимущества области и ее социальные проблемы. К социальным преимуществам относятся: расположение в инфраструктурном "коридоре" между двумя столичными агломерациями, выгодное для притока иностранных инвестиций; наличие экспортно ориентированного предприятия, обеспечивающего налоговые поступления в бюджет и более высокие заработки населения по сравнению с соседними регионами; историко-культурное наследие; относительно чистая и привлекательная природная среда. Социальными же проблемами Новгородской области являются: сильнейшая депопуляция и постарение населения; деградация сельской местности из-за длительного, в течение всего XX в., миграционного оттока в столичные агломерации Москвы и Санкт-Петербурга; мелкоселенность, усугубляющая социальные проблемы Нечерноземья; социальные последствия многолетнего миграционного оттока в виде худших показателей здоровья и долголетия, пониженного уровня образования населения области.
40 С.В.Васильев И снова - Программная ситуация. Программная ситуация – комплексная проблема, для разрешения которой необходима централизация производственных и организационных ресурсов, которая не может быть обеспечена на основе существующей системы управления.
41 С.В.Васильев И снова - Программная ситуация. Участники записывают основные проблемы – программные ситуации – актуальные для своих районов. Каждая проблема – на отдельном листе. Число проблем – не более 3. Участники не совещаются друг с другом. Время выполнения задания – мин
42 С.В.Васильев Региональная политика. К основным функциональным формам региональной политики относят: прогнозирование; программирование; планирование.
43 С.В.Васильев Региональная политика. В орбиту региональной политики включаются такие основные моменты, как: соотношение и взаимодействие главных движущих сил регионального развития: социально-экономических укладов и секторов (государственного, частного, акционерного, кооперативного, смешанного и т. д.); отношение к задаче оптимизации региональных пропорций, подъему экономики отсталых районов, освоению новых территорий и природных ресурсов и т. п.
44 С.В.Васильев Комплексность развития территории и управление социально-экономическими преобразованиями должны отпираться на систему взаимосвязанных принципов.
45 С.В.Васильев Принцип системного подхода. Системность должна быть как в постановке задач, так и в оценке достигнутых целей и полученных результатов. Именно системность позволит не только сбалансировать и расставить акценты в связке «цели-средства», но и эффективно управлять данными процессами.
46 С.В.Васильев Принцип эффективности. Поставленные цели и задачи необходимо достичь и выполнить. Но не любой ценой. К сожалению, длительное время у власть имущих доминировал разрушительный подход. Более гибкий и результативный механизм хозяйствования формируется очень медленно, противоречиво и непоследовательно. На территориальном уровне данные процессы проходят особенно болезненно.
47 С.В.Васильев Принцип постепенного, логичного перехода от простых к более сложным задачам. Он позволяет шаг за шагом двигаться к цели, осмысливая пройденный путь, вносить в программу необходимые коррективы. Игнорирование данного подхода приводит к тому, что к намеченной цели приходится двигаться методом проб и ошибок. А это дорого и приводит к тяжелым социальным последствиям.
48 С.В.Васильев П ринцип ориентации на достижение главной цели. В ходе рыночных преобразований ставятся самые различные цели политического и экономического характера, как частные, так и глобальные. Но в итоге все они должны быть сведены к единому знаменателю –главной цели, интегрирующей все остальные: иметь высокоэффективную экономику, способную создать для человека достойные условия жизни. Что касается отдельной территории, то управление экономикой, местным хозяйством, всем комплексом производственной и социальной инфраструктуры в качестве центральной цели должно ориентироваться на предоставление населению самых разнообразных услуг и создание нормальных условий для жизнедеятельности людей.
49 С.В.Васильев Из Концепции социально-экономического развития области на 2006 год Приоритетными направлениями развития агропромышленного комплекса являются: улучшение финансового состояния сельскохозяйственных товаропроизводителей, рост объемов сельскохозяйственного производства и повышение его экономической эффективности, улучшение материально-технической базы, повышение профессионального уровня руководителей и специалистов, а также социальное обустройство села.
50 С.В.Васильев Стратегия регионального развития это способ, средство достижения намеченных целей, форма управления хозяйственной деятельностью и территориальной организацией жизни общества. Правильный выбор стратегии позволяет сконцентрировать усилия и ресурсы на реализации потенциала экономического развития и тем самым обеспечивать эффективное развитие регионов в рыночных условиях.
51 С.В.Васильев Стратегия регионального развития В ходе разработки стратегии выявляются место, роль и функции регионов, определяются стратегические приоритеты развития региона, обосновываются экономические, финансовые и организационные механизмы реализации стратегии в новой институциональной среде. Безусловно, стратегия развития отдельного региона должна органически вписываться в стратегию развития страны и составлять с ней единое целое.
52 С.В.Васильев Концепция первичный, начальный документ в системе выработки стратегии и постановки задач развития региона. В обобщенном виде в ней определяются: масштабы, темпы, пропорции и основные направления социально-экономического развития региона, отдельных его структурно-функциональных подсистем, проблемных территорий, дается общее обоснование системы мер, направленных на повышение эффективности управления производством, методов устранения территориальных и отраслевых диспропорций и несоответствий, обосновываются рост уровня и совершенствование образа жизни населения региона.
53 С.В.Васильев Концепция На основе концепции разрабатываются отраслевые и территориальные программы - целевые комплексные документы, в которых позиции концепции получают подробное и конкретное обоснование, а также согласование проблемных вопросов.
54 С.В.Васильев Концепция Одним из важных методологических принципов разработки концепции является зависимость ее от иерархического ранга региона. Высшим звеном в этой иерархии выступает социально-экономическая система страны, за ним следуют крупные экономические районы, которым в настоящее время в значительной мере соответствуют межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия - "Северо-Запад", "Центр", "Черноземье", "Большая Волга", "Урал", "Сибирское соглашение" и т. д. Следующее звено - субъекты РФ: - республики РФ, края, области, автономная область, автономные округа, города федерального подчинения. Низшими иерархическими звеньями в региональной иерархии являются муниципальные образования.
55 С.В.Васильев Концепция и потенциал Устойчивость тенденций развития региона зависит не только от его таксономического ранга, но и от масштабов потенциала развития, то есть совокупности - социально-демографического, - природно-ресурсного, - материально-технического, - технологического, - информационного, - экологического потенциалов, Чем крупнее совокупный потенциал, тем объективно выше как инерционность развития, так и достоверность показателей развития региона в перспективе. Чем крупнее потенциал, тем меньше воздействие случайных явлений.
56 С.В.Васильев Концепция При разработке концепции развития региона необходимо учитывать большую роль внешних условий и факторов развития. К наиболее значимым можно отнести: совокупность централизованных ресурсов (включая финансовые), возможности привлечения иностранных инвестиций, государственную стратегию социально- экономического развития, особенности геополитического положения региона и др. Без учета внешних условий нельзя добиться стабильного развития региона.
57 С.В.Васильев Концепция состоит из четырех блоков: 1. Целевой – исследуется «стартовый» уровень социально-экономического развития региона; выявляются тенденции и основные проблемы региона; вычленяются две-три главных проблемы, определяющие характер и направления развития региона, для решения которых целесообразна первоочередная концентрация дефицитных ресурсов; формируется субординированная система целей ближней перспективы.
58 С.В.Васильев Целевой блок Логическим завершением целевого блока является формирование субординированной системы целей ближней перспективы. От того, насколько верно установлены проблемные ситуации на базовый и прогнозный периоды, в большой мере зависит правильность выбора системы целей. В этом как раз и заложена основа учета природной, социально-экономической и геополитической специфики региона, оценки реально пригодных для использования ресурсов. Качество разработки концепции повысится, если будут установлены промежуточные проблемные ситуации.
59 С.В.Васильев Целевой блок По итогам выполнения целевого блока формируются основные положения концепции, то есть агрегированное изложение представлений об основных проблемах, принципах, целях и методах социально-экономического развития региона, возможностях ресурсного обеспечения, механизмах прямого и косвенного управления всеми процессами, протекающими в общественной жизни региона.
60 С.В.Васильев Целевой блок В ходе обсуждения основных направлений уточняется круг проблемных ситуаций, формируются основные приоритеты, совершенствуется механизм ресурсного обеспечения. Основные положения становятся исходным рубежом, от которого берет начало содержательная часть концепции социально-экономического развития региона. В ходе обсуждения основных направлений уточняется круг проблемных ситуаций, формируются основные приоритеты, совершенствуется механизм ресурсного обеспечения.
61 С.В.Васильев Прогнозно-аналитический блок обобщаются результаты предварительно разработанных прогнозов развития региона; осуществляется взаимная увязка прогнозов при формировании целостной системы предварительных прогнозов долгосрочного развития региона. Такая последовательность дает возможность свести к минимуму необходимость многократных корректировок в конкретных прогнозах.
62 С.В.Васильев Прогнозно-аналитический блок Оценивается экономический потенциал, включающий в себя следующую совокупность элементов производительных сил: топливно-энергетическую и минерально- сырьевую базы; основные производственные фонды, их технический уровень, то есть физический и моральный износ; производственную и социальную инфраструктуру, ее технический уровень; демографический потенциал; научно-технический и образовательный потенциал; финансово-инвестиционный потенциал; рыночный потенциал.
63 С.В.Васильев Учет внешних факторов которые принимались во внимание и ранее, в других блоках. Но именно здесь их исследуют самым подробным образом, поскольку они в наибольшей мере воздействуют на выбор вариантов экономического и социального развития региона в долгосрочной перспективе. На этой стадии выполняется окончательное согласование целей и ресурсов, причем возможно (и целесообразно) сокращение количества целей и/или изменение их субординации. Разработка данного блока завершается взаимоувязкой экономического, социального, экологического аспектов регионального развития.
64 С.В.Васильев Концептуальный блок. Он формируется на основе системы предварительных прогнозов с коррективами, вытекающими из учета внешних факторов, в соответствии с системой целей. Данный блок является завершающим, сводным. В ходе разработки этого блока концепция регионального развития приобретает, с одной стороны, высокоагрегированный, а с другой - целевой характер.
65 С.В.Васильев Обратим внимание на наличие в концепции развития региона трех разноуровневых, но в то же время взаимоувязанных аспектов:, макроструктурного, межотраслевого и территориального.
66 С.В.Васильев Макроструктурный аспект концепции направлен на выработку принципиальных подходов к таким наиболее общим проблемам, как прекращение депрессии, стабилизация и подъем экономики региона, соответствие динамики социальных структур социальным целям развития региона, поддержка предпринимательства и т.д.
67 С.В.Васильев Межотраслевой аспект концепции получает отражение лишь на уровне агрегированных отраслей. Это проявляется в процессе выявления проблемных ситуаций, альтернативных путей их разрешения. В постановочном ключе даются рекомендации по ресурсному обеспечению отраслевого развития.
68 С.В.Васильев Территориальный аспект концепции отводится формированию перечня объектов, по которым целесообразна разработка целевых комплексных программ, обоснованию размещения объектов нового строительства, взаимоувязки объектов инфраструктуры, организации региональной системы расселения.
69 С.В.Васильев Территориальный аспект концепции Здесь же рассматриваются пути становления и развития местного самоуправления, совершенствования административно- территориального устройства региона. К этому же аспекту концепции относятся вопросы, связанные с охраной среды обитания, регулированием демографической обстановки и миграционных процессов, выравниванием уровня жизни в территориальном разрезе.
70 С.В.Васильев РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММ Расчет потребности областных программ во всех видах ресурсов (материально-технических, природных, трудовых, финансовых, информационных) осуществляется в целях: определения ресурсоемкости каждой программы и всей совокупности принимаемых к реализации программ, установления их ориентировочной стоимости и обоснования объемов бюджетных заявок; балансовой увязки суммарных программных потребностей в ресурсах с нуждами и возможностями региона; рационального размещения программных объектов; оценки экономической эффективности программ;
71 С.В.Васильев РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММ Ресурсная оценка программ дает возможность окончательно судить о целесообразности каждой из них. Не рекомендуется утверждать и принимать к исполнению программы, не обеспеченные ресурсами. Перечень областных программ региона включает ограниченный круг программ по узловым проблемам, требующим приоритетной концентрации ресурсов и гарантированного обеспечения. Затраты на программу складываются из затрат на ее разработку и реализацию. Потребность в ресурсах устанавливается на весь период реализации программы с разбивкой по годам программного периода, отдельным этапам и исполнителям.
72 С.В.Васильев РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММ В зависимости от стадии проработки программы используются разные методы определения ресурсных потребностей. На первоначальных стадиях применяют, как правило, методы экспертных оценок. На последующих стадиях, когда параметры программы становятся определеннее, используются более сложные методы прогнозирования.
73 С.В.Васильев РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММ На стадии реализации программы используется в основном нормативный метод. Формируется смета прогрессивных норм расхода и капитальных вложений. На этой стадии используются и ненормативные способы определения ресурсных потребностей с привлечением проектных разработок по каждой программе. Применяются методы прогнозирования, экстраполяции, экспертных оценок и др. При необходимости используются материалы научно-исследовательских организаций. Анализируется опыт определения затрат по реализации аналогичных программ. Расчеты проводятся в ценах текущего года. В дальнейшем предусматривается учет инфляции.
74 С.В.Васильев Материально - технические ресурсы При проектировании программы учитываются затраты материально-технических ресурсов на научно-исследовательские работы, опытно- конструкторские и проектные разработки, капитальное строительство, подготовку и переподготовку кадров, модернизацию технологии, создание элементов инфраструктуры и др. При реализации программы принимаются во внимание, как правило, затраты материально-технических ресурсов на производственно-эксплуатационные нужды и капитальное строительство. Определяется номенклатура материально- технических ресурсов, необходимых для выполнения программы на первоначальных и последующих этапах. Перечень необходимых ресурсов по программе устанавливается разработчиками и согласовывается с организацией-заказчиком.
75 С.В.Васильев Материально - технические ресурсы При расчетах потребности в материально-технических ресурсах рекомендуется учитывать: возможности взаимозамены одних ресурсов (в первую очередь остродефицитных) другими; последствия обновления и повышения качества продукции, использования новых, эффективных и экономичных материалов и конструкций; повышение эффективности и комплексности использования вторичных материалов и энергетических ресурсов, местных видов сырья и материалов, попутных продуктов производства; внедрение безотходных и малоотходных технологий и производств; сокращение потерь и отходов; оптимизация запасов товарно-материальных ценностей, сокращение их уровня и повышение мобильности..
76 С.В.Васильев Материально - технические ресурсы Расчеты потребности в ресурсах опираются на надежную информационную базу. Исходная информация для расчетов заимствуется из проектной документации, паспортных данных и др. К участию в расчетах привлекаются специалисты научно-исследовательских институтов и вычислительных центров. Потребность определяется на весь период предполагаемой программной реализации проблемы.
77 С.В.Васильев Природные ресурсы При обосновании программ рекомендуется устанавливать потребности в природных ресурсах в соответствии с проектируемым порядком размещения и развития программных объектов производственной и непроизводственной деятельности. Выявляются резервы земель, пригодных для использования. Разрабатывается экономический механизм распределения и перераспределения земель на рыночной основе. Обеспечивается оптимальное использование земель региона и комплексная их охрана. Оцениваются негативные тенденции и проблемы, сдерживающие рациональное использование земель. Оценивается необходимость и наличие водных, биологических и др. ресурсов.
78 С.В.Васильев Трудовые ресурсы При формировании и реализации региональных программ производится расчет дополнительной потребности в рабочих и служащих. Устанавливаются источники обеспечения этой потребности. Расчет потребности в кадрах для программ ведется с учетом отраслевой специфики областной программы по основным видам занятости и при необходимости - пообъектно. Расчеты содержат сведения о потребности целевой программы в квалифицированных рабочих новых профессий, возникающих в связи с реализацией целевой программы. Потребность в специалистах увязывается с этапами осуществления программы. При возможности осуществляется опережающая подготовка и переподготовка кадров для реализации будущих программ.
79 С.В.Васильев Финансовые ресурсы Потребность в финансовых ресурсах определяется на всех стадиях разработки и реализации региональных программ, уточняясь при переходе от одной стадии к другой
80 С.В.Васильев Финансовые ресурсы На стадии проектирования программы разработчик осуществляет технико- экономическое обоснование общей потребности программы в финансовых ресурсах. Оценивается стоимость каждого мероприятия по годам программного периода с использованием важнейших затратных показателей. Проводятся оптимизационные многовариантные расчеты. Определяется предполагаемая экономическая и социальная эффективность программы. Устанавливаются возможные источники финансирования.
81 С.В.Васильев Финансовые ресурсы На стадии экспертизы программ комитет финансов области осуществляет предварительную экспертную оценку финансовой емкости предлагаемой к реализации программы. Учитываются масштабы, сложность, наукоемкость, трудоемкость и предполагаемая продолжительность реализации программы. Оцениваются возможности области по обеспечению программы за счет, в первую очередь, собственных финансовых ресурсов.
82 С.В.Васильев Финансовые ресурсы В процессе реализации программы заказчик программы ежегодно с учетом очередности проводимых мероприятий уточняет размеры необходимых финансовых ресурсов. Проводятся прямые планово-экономические расчеты и прогнозные оценки. Используется нормативный метод. Экспертно определяются трудно предсказуемые затраты.
83 С.В.Васильев Финансовые ресурсы Расходы на программу складываются из затрат на ее разработку и реализацию и включают вложения единовременного и текущего характера. Затраты включают: стоимость научно-исследовательских и проектно- изыскательских работ; капитальные вложения; расходы по закупке материально-технических ресурсов; расходы на эксплуатацию и ремонт оборудования; стоимость подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров; заработную плату исполнителей; управленческие расходы и др.
84 С.В.Васильев Финансовые ресурсы Оцениваются прямые затраты (необходимые для достижения целей программы), сопряженные (связанные с развитием сопутствующих производств и объектов, обеспечением комплексного развития территорий, охраной окружающей среды, а также с компенсацией негативных последствий программы) и общие (сумма прямых и сопряженных). Стоимость программ определяется в текущих ценах. В дальнейшем с помощью прогноза индекса цен стоимость периодически (ежегодно) корректируется с учетом темпов инфляции. Стоимость определяется на весь период реализации программы с разбивкой по годам.
85 С.В.Васильев Источники финансирования региональных программ Обеспечение региональных программ финансовыми средствами может осуществляться за счет: областного бюджета и местных бюджетов; кредитования; федерального финансирования; внебюджетных источников. Все перечисленные формы финансирования областных программ используются, как правило, одновременно (смешанное финансирование).
86 С.В.Васильев И снова - Программная ситуация. Участники дополняют ранее выделенные программные ситуации перечнями необходимых ресурсов. Ресурсы определяются экспертным путем. Каждый перечень – на том же листе, где уже записана проблема. Время выполнения задания – мин
87 С.В.Васильев И снова - Программная ситуация. Формируется бригада экспертов – 5 чел. Эксперты выделяют: программные ситуации, общие для всех районов; программные ситуации, общие для групп районов; уникальные программные ситуации.
88 С.В.Васильев И снова - Программная ситуация. Эксперты совместно с авторами проводят презентацию одной или нескольких программных ситуаций по собственному выбору.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.