Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемМ Афанасьева
1 Античная философия VII-VI вв. до н.э. – VI в.н.э.
2 Периоды античной философии: 1. Натурфилософский период Проблема первоначала (от Фалеса до Демокрита) 2. Антропологический период Проблема человеческого сознания и языка Софисты и Сократ 3. Классический период Появление философских систем Платона и Аристотеля 4. Эллинско-римский период
3 Проблема первоначала Первоначало – это первопричина всего сущего. Мифы повествовали о том, кто родил всё сущее. Антропоморфизм – осмысление появления мира по аналогии с человеком. Формулировка проблемы в философии: -Из чего как из единого все вещи возникают и пройдя круг своего существования возвращаются обратно? -Как из единого возникает многое?
4 Милетская школа Фалес Милетский 640/624 – гг. до н.э. «Началом всего является вода…» «Мир одушевлен и полон демонов» Анаксимандр 610 – 547/540 гг. до н.э. «…признал началом всего сущего некую природу беспредельного, из которой возникают небеса и находящиеся в них миры» Апейрон есть не что иное, как материя. Анаксимен 585 – 525 гг. до н.э. «Так же как наша душа, будучи воздухом, Скрепляет каждого из нас, так и дыхание И воздух объемлют всё мироздание».
5 Пифагорейская школа «Пифагорейцы стали первыми математиками… и поскольку числа суть первые начала в математике, то в них они видели и начала всех вещей, более чем в огне, воде, земле». Аристотель «Все вещи суть числа». «Числу все вещи подобны». Пифагор
6 Число – первый принцип в описании природы. Число – материя и форма мира. Космос рассматривался как некоторый порядок, математическая гармония. Небеса, вращаясь согласно числовой гармонии, производят «божественную музыку сфер, дивные созвучия, не воспринимаемые нашим слухом». Всё возникает не из числа, а согласно числу, так как в числе – первый порядок.
7 Гераклит из Эфеса гг. до н. э. по прозвищу «Темный» Основоположник античной Диалектики – универсальной теории развития.
8 Основные принципы диалектики 1. Принцип изменчивости «Всё течет, всё изменяется…» «В одну и ту же реку нельзя войти дважды ». Идея безостановочной изменчивости вещей. Мир – это процесс становления. 2. Принцип единства и борьбы противоположностей «Война – отец всех и царь всех: одних она явила богами, других – людьми, одних сотворила рабами, других – свободными». Все в мире состоит из противоположностей, противоборствующих сил. Действуя одновременно, эти силы создают напряженное состояние, которым и определяется внутренняя гармония вещей.
9 Проблема первоначала у Гераклита: «Этот космос, один и тот же для всех, не создал никто из богов, никто из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живой огонь, мерно возгорающий, мерно угасающий». Огонь – это первооснова всего сущего. Огонь у Гераклита отождествляется с Космосом. Важнейшее понятие Гераклита – логос. Логос (закон, управляющий мирозданием) существует вечно и все происходит согласно логосу. Мудрость заключается в том, чтобы познать замысел, которым все управляется посредством всего.
10 Элейская школа: Парменид и Зенон
11 Главная проблема в философии Парменида Дилемма бытие – небытие («есть» - «не есть») Бытие есть и не может не быть. Небытия нет и не может нигде и никак быть. Всё о чем говорится и думается, существует. Мыслить можно только бытие, т.е. то, что есть. То, чего нет, не может быть мыслимо. Думать ничто – значит не думать. Вселенная едина и неподвижна.
12 Атомистическая школа: Демокрит и Левкипп Бытие не едино, а множественно. Оно состоит из бесчисленного количества атомов – невидимых, мельчайших частиц, движущихся в пустоте.
13 Выводы по натурфилософскому периоду: 1. Философия в Древней Греции возникает через преодоление мифа, проходя путь от мифа (чувственно-образного мышления) к логосу (понятийному и логическому мышлению). 2. Философия отказывается от характерного для мифологии образа «порождения» всего сущего, и на его место ставит проблему поиска причины. 3. У первых «физиков» философия мыслится как наука о причинах и началах всего сущего. 4. Для философии характерен гилозоизм, т.е. природа мыслится как начало живое, разумное и творящее. 5. Для философии характерен космологизм – стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом. Существует безличный мировой порядок – Космос. Он заставляет вещество в замкнутой Вселенной преодолевать один и тот же путь - от первоначального единства через разнообразие опять к единству. Познав закон этого порядка, мы получаем ключ ко всем тайнам природы и человека.
14 Антропологический период: Софисты и Сократ Греческое Просвещение Особенности греческого Просвещения: 1. Стремление сделать научные и философские достижения того времени всеобщим достоянием, т.е. расширить круг образования. 2. Вскрыть субъективный источник всякого знания, перевести философскую мысль от рассмотрения природы к рассмотрению человеческого сознания.
15 Софисты – первые греческие философы, которые получали вознаграждение за обучение. Софисты отличались малой способностью к самостоятельному творчеству. Софисты работали над обработкой и слиянием уже существующих теорий. Цель софистов 1: сообщить результаты науки массе, приспособить их к её потребностям. Цель софистов 2: научить убедительно доказывать свою точку зрения независимо от того, в чем последняя состоит. Подготовка молодых людей к политической деятельности.
16 «Слово есть великий властелин, который обладая весьма малым и совершенно незаметным телом, совершает чудеснейшие дела. Ибо оно может и страх изгнать, и печаль уничтожить, и радость вселить, и сострадание пробудить…» Горгий Софисты обратились к изучению человеческого сознания и языку как способу воздействия на него. Их внимание сосредоточилось на проблемах логики и анализа языка. Протагор – первый изучал способы доказательств и положил начало разработки формальной логики. Гиппий и Продик занимались исследованиями языка (Продик – синонимикой, Гиппий – грамматикой).
17 Протагор Учение о человеке «Человек есть мера всех вещей. Существующих, что они существуют и не существующих, что они не существуют».
18 Релятивизм и скептицизм софистов Истина, доступная людям, есть истина условная и относительная. Нет и не может быть абсолютного знания. Человеческое знание детерминировано индивидуальностью познающего. Оно зависит от его чувственности, т.е. от его тела, а потому объективное знание, которое не относится к чувственности разных тел, не существует.
19 Сократ гг. до н.э. Что есть человек? Человек – это его душа, а душа – это разум. Разум – это мыслящая активность и нравственно ориентированное поведение. Что есть сознание? Сократ обнаруживает в сознании разные слои.
20 Сознание 1. С одной стороны, сознание принадлежит индивиду, значит должно определяться его индивидуальными (субъективными) особенностями, т.е. его чувственностью. 2. С другой стороны, в сознании существует надындивидуальный слой. Индивид не определяет его содержания. Анализ надындивидуального слоя сознания и есть диалектика (майевтика) Сократа.
21 Разногласия софистов и Сократа Софисты В теории познания – релятивизм и скептицизм. В сфере нравственности – индивидуальный произвол (преобладание только частного интереса, которое не знает верховного начала – закона) Сократ В теории познания – отстаивает существование абсолютной истины. В сфере нравственности – справедливый означает равный перед законом. Безнравственный поступок – это плод незнания истины. Если хочешь совершать добрые поступки, необходимо знать, что такое добро вообще.
22 Суд над Сократом
23 Смерть Сократа
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.