Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемтатьяна зеленцова
2 Аристотель-ученик Платона, но по ряду принципиальных вопросов он расходится со своим учителем. Именно Аристотелю принадлежит изречение: «Платон мне друг, но истина дороже!». Он стремился преодолеть платоновский разрыв между миром чувственных вещей и миром идей. Платон и Аристотель отличались не столько взглядами, сколько характером и отношением к поиску истины…
3 Аристотель родился на севере Греции, вблизи Македонии, в городе Стагиры в 384 г. до н. э. В 17 лет Аристотель приехал в Афины и вступил в платоновскую Академию. Ему суждено было стать самым известным учеником Платона и достойным продолжателем его дела. После смерти Платона Аристотель в 347 г. покинул Академию и вернулся в родные края. Он был в те годы уже известным философом и поэтому македонский царь Филипп пригласил его в качестве учителя к своему 13-ти летнему сыну Александру…
4 Аристотель написал для Александра Македонского книгу о том, как надо царствовать и как необходимо для царя быть добрым. Участие Аристотеля в воспитании Александра Македонского помогло тому стать человеком, обладающим глубокими знаниями в различных областях, но в целом попытка философа оказалась неудачной,по мере того как Македонский завоевывал одну страну за другой, он становился все более коварным, и скорым на расправу с теми, кто смел ему возражать. Уроки Аристотеля забывались, а дурной нрав Александра брал верх…
5 В 335 г. Аристотель вновь возвращается в Афины и основывает свою собственную школу возле храма Аполлона Ликейского, по которому близлежащая местность называлась Ликеем. От Аристотелева ликея получило имя учебное заведение - лицей. Учил Аристотель во время прогулок в саду, отчего его последователей звали перипатетиками (греч. «peripateo» - гулять), тогда как учеников Платона - академиками…
6 Как полагается древнему греку, Аристотель активно участвовал в политической жизни, смело проповедуя свои взгляды. Кончилось это тем, что в 323 г. он был обвинен в нечестии за то, что «не поклоняется идолам, которых чтили в те времена, обвинение, сходное выдвинутому против Сократа». Не дожидаясь суда, Аристотель уехал на остров Эвбею. Аристотель умер в изгнании, а если верить Диогену Лаэртскому, покончил с собой, прожив 61 год.
7 Аристотель не отрицал существование идей, но, во многом отойдя от своего учителя Платона, считал, что находятся они внутри отдельных вещей как принцип и метод, закон их становления, энергия, фигура, цель. Понятая так «идея» была названа впоследствии латинским словом «форма». ». В противоположность Демокриту, Платон говорил о бесформенности вещества, а Аристотель, синтезировав боа эти представления, рассматривал идею как оформляющую пассивную материю. Материя - это то, из чего все рождается, и имеет тот же корень, что и слово «мать».
8 Форма и материя - простые сущности, из которых возникают все вещи. Один и тот же предмет чувственного мира может рассматриваться и как материя, и как форма. Определяя материю как возможность, Аристотель считает, что Анаксагор и другие древнегреческие философы близко подошли к этому выводу, утверждая, что «все вещи были вместе в возможности, в действительности же нет»…
9 Развивая взгляды своих предшественников на элементы, из которых состоит мир, Аристотель выделяет в качестве основы первой материю - неопределенное начало мира, которое он называл «хорей» и противопоставлял Богу как Высшему Благу. Она наделена двумя парами противоположных качеств: теплое и холодное, сухое и влажное. Комбинации этих свойств дают четыре стихии: огонь, воздух, воду и землю. Каждое тело образуется из этих стихий, которые могут трансформироваться одна в другую (например, вода в пар). К четырем стихиям Аристотель добавляет квинтэссенцию - божественный эфир, из которого состоят вечные тела, - звезды и небо.
10 Платон воспринял слова Сократа о значении, которое для познания бытия имеют понятия, и шел от «идей» как первообразов мира через явления чувственного мира, в которых эти «идеи» как истинные формы бытия, представлены в искаженном виде, к понятиям, схватывающим сущность явлений - их тождественную и неизменную основу. Считая, что познание направлено на неизменную сущность вещей, а основные свойства предметов раскрываются в понятиях о них, Платон сделал вывод, что понятия - не только наши мысли о бытии, но существуют сами по себе, самобытно и безусловно, независимо от чувственного мира. Против этого и выступил Аристотель…
11 Главное для Аристотеля - определить причины движения, познать природу. Для Аристотеля более важен реальный мир, чем мир идеалов. Для объяснения развития Аристотель принимает четыре причины: формальную, в силу которой вещь такова, какова она есть; материальную - то, из чего что-либо возникает; движущую и целевую. Например, когда строится дом, то материальной причиной будут кирпичи, бревна и т.п., формальной причиной - форма дома, его устройство, движущей причиной - деятельность строителя, а целевой причиной - назначение дома: допустим, чтобы в нем жить…
12 Обосновав важное значение причин, и определив мудрость как «науку о первых причинах», Аристотель с полным правом может считаться родоначальником науки как таковой. Наука становится возможной тогда, когда идея и материя рассматриваются как соединенные вместе и идея познается через исследование материи как ее истина. Утверждая, что «знание о чем бы то ни было есть знание общего», Аристотель дает тем самым определение научного знания…
13 Аристотеля, по праву, называют также основоположником логики и ее основных законов. Он сформировал три основных закона логики, которые до сих пор составляют ее основу. Первый закон логики носит название закона тождества, и в соответствии с ним любое понятие, суждение, умозаключение должны употребляться в процессе рассуждения в одном и том же смысле. Второй закон - закон исключения третьего. В соответствии с ним одно понятие или равно, или не равно другому, и третьего варианта не может быть. О законе непротиворечия сказано выше. Законы формальной логики Аристотеля составляют логические основания науки…
14 Справедливо считающийся основателем многих наук, Аристотель сформулировал и основные положения этики как учения о добродетелях. Ему принадлежит само название этой науки (от слова «этос» - обычай, нрав, характер, образ мыслей) и первый трактат по этике - «Никомахова этика», обращенный к его сыну Никомаху. Аристотель дает определения основных понятий этики. Так, благо - это «то, к чему стремятся».Благо для грубых людей - в наслаждениях, для благородных - в почестях, для мудрых - в сознании…
15 Высшее благо, или счастье, есть деятельность, сообразная с высшей добродетелью. Для счастья нужна как полнота добродетели, так и достаточная обеспеченность внешними благами …
16 «Аналитики» Аристотеля являются основным и лучшим из его произведений по логике. В «Первой аналитике» Аристотель излагает главным образом учение о силлогизме, во «Второй аналитике», важной для изучения взглядов Аристотеля на логику, содержится его теория доказательства.
17 «Афинская полития» Аристотеля - один из важнейших первоисточников для изучения истории Древней Греции классического периода.
18 «Категории» - одно из важнейших философских сочинений великого энциклопедиста древнего мира - Аристотеля, входящее в состав его «Органона». Яркая, хотя и непоследовательная, материалистическая тенденция философа при освещении им «родов бытия» и высказываний о них делает эту работу в высшей степени важной и интересной для изучения античной науки и философии.
19 Представленная в этой книге "Метафизика" - одно из главных произведений Аристотеля. В нем великий философ впервые ввел термин "теология" - "первая философия", которая изучает "начала и причины всего сущего", подверг критике учение Платона об идеях и создал теорию общих понятий. "Метафизика" Аристотеля входит в золотой фонд мировой философской мысли, и по ней в течение многих веков учились мудрости целые поколения европейцев.
20 В натурфилософии Аристотель следует следующим принципам: Вселенная конечна; все имеет свою причину и цель; физические законы не имеют всеобщего характера; природа выстроена по иерархической лестнице; следует не объяснять мир, а классифицировать его составляющие с научной точки зрения. Природу Аристотель разделял на неорганический мир, растения, животных и человека. Человека от животных отличает наличие разума.
21 Аристотель как никто другой понимал важность вопроса о категориальной принадлежности души. Прежде всего, говорил он, мы должны определить, к какой категории относится душа. Есть ли она материя или форма, качество или количество, сущее в возможности или сущее в действительности? И здесь Аристотель схватывает самую суть: главная трудность в вопросе о душе - определить ее категориальную принадлежность.
22 В "Политике" представлен подробный анализ государственной и общественной жизни Древней Греции, сделанный Аристотелем. Несомненный интерес читателей вызовет предложенное Аристотелем разделение форм государственного правления на лучшие и худшие и его теория о том, что аристократия и монархия являются лучшими формами государственного правления, а демократия - "властью бедного большинства".
23 О поэзии. Цель "Поэтики" и ее задачи. Поэтическое творчество- подражание. Различие видов поэзии в зависимости от средств подражания.
24 Эта книга - издание первого в XX веке перевода на русский язык "Риторики" Аристотеля. Перевод Н.Платоновой, сделанный в конце XIX века и во многих случаях просто ошибочно передающий содержание оригинала, устарел не столько по времени, сколько по смыслу: он не отвечает в достаточной степени ни уровню текстологии античных источников, ни новому пониманию научной и педагогической направленности одного из самых актуальных и в наше время трудов Аристотеля. Устарел и язык прежнего перевода.
25 Эта книга о том, как Аристотель понимал природу.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.