Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемВиталий Бебутов
1 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧАЕМОСТИ И ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕВАЕМОСТИ Психолого-педагогический семинар Методическое объединение учителей физики и информатики школ Кудымкарского муниципального района Пермского края Устинов В.Г., руководитель методического объединения
2 Реформы образования громоздятся одна на другую как лекарства на столике тяжело больного, такого больного, которого нужно лечить одновременно и от вялости, и от лихорадочного возбуждения. Беспрерывно меняются врачи у его изголовья, а вокруг них топятся миллионы родственников больного и подают противоречивые советы; одни выступают за мягкое лечение, другие рекомендуют шоковую терапию. Симптомы болезни хорошо известны: это массовая неуспеваемость, отрыв обучения от запросов жизни, растерянность преподавательского состава. Медицинское вмешательство необходимо, но где гарантия, что лекарства, прописываемые в таких огромных дозах не умертвят больного?
3 ПОНЯТИЕ ОБУЧАЕМОСТИ Обучаемость система свойств личности и деятельности школьника, которая эмпирически характеризует его возможности в усвоении учебной программы знаний, понятий, навыков и пр. МЕНЧИНСКАЯ НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА ( ), видный отечественный психолог 3
4 ОБУЧАЕМОСТЬ ХАРАКТЕРИЗУЮТ: психофизиологические процессы (возбуждение и торможение, их соотношение, работоспособность, скорость реакций, темп и ритм деятельности); сенсорные и перцептивные процессы (схватывающий или детализирующий тип восприятия, избирательность восприятия, чувствительность. особенности развития слухового или зрительного ощущения); мнемическая функция (использование приемов запоминания. включение деятельности в запоминание, установка на долговременное и прочное запоминание, активное использование типа запоминания и др.); опора на гибкость мышления; скорость мышления; саморегуляция устойчивости, распределения внимания и др.
5 УСТАНОВЛЕНО, ЧТО: обучаемость ярко проявляется при выполнении заданий, требующих не стереотипных решений по образцу, а таких, когда следует совершить «микро открытие» ; высокая обучаемость не приводит к успеху, если у школьника нет направленности на учебную деятельность.
6 ВНЕШНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ НИЗКОГО УРОВНЯ ОБУЧАЕМОСТИ: ученик не владеет минимально необходимыми операциями творческой деятельности (комбинирование и использование в новой ситуации имеющихся знаний, умений и навыков); ученик не стремится получать новые знания теоретического характера; ученик избегает трудностей творческой деятельности, пассивен при столкновении с ними; ученик не стремится к оценке своих достижений; ученик не стремится расширять свои знания, совершенствовать умения и навыки; ученик не усвоил понятий в системе.
7 ПРИЧИНЫ НИЗКОГО УРОВНЯ ОБУЧАЕМОСТИ Психологические причины: недостаточное развитие эмоционально- волевой сферы, пробелы в знаниях, неразвитость мотивации, плохая сформированность способов учебно- познавательной деятельности. Нейрофизиологические причины: функциональная слабость высшей нервной деятельности, малая мозговая дисфункция, нарушения слуха, речи, зрения. Причины внешнего плана: – недостатки дидактических и воспитательных воздействий; – организационно-педагогического характера (организация педагогического процесса в школе, материальная база); – недостатки учебных планов, программ, методических пособий, а также недостатки внешкольных влияний, включая и семью.
9 По данным различных исследований затруднения в обучении испытывают от 15 до 40% учащихся начальных классов общеобразовательной школы. Неуспеваемость, возникающая на начальном этапе обучения, создает трудности для нормального развития ребенка, так как, не овладев основными умственными операциями, учащиеся не справляются с возрастающим объемом знаний в средних классах и на последующих этапах выпадают из процесса обучения.
10 СТАТИСТИКА ПО РОССИИ Мужской пол (%) Женский пол (%) Отличники 1439 Хорошисты 3031 «4» - «3»3221 «3» - «2»249
11 ТИПЫ УЧАЩИХСЯ ПО ОБУЧАЕМОСТИ: Имеющие отрицательную характеристику восприимчивости к усвоению знаний и низкую возможность овладеть умственными операциями в сочетании с отрицательным отношением к школе, низкой мотивацией. Негативные интеллектуальные свойства и позитивная направленность на школьное обучение вместе с высокой мотивацией. Положительные интеллектуальные свойства и отрицательное отношение к школе. Имеющие положительную характеристику восприимчивости к усвоению знаний, способные овладеть умственными операциями и отличающиеся положительной направленностью позитивно относящиеся к школе. 11
12 ЦЕЛЬ РАБОТЫ С НЕУСПЕВАЮЩИМИ Не только восполнение пробелов в их учебной подготовке, но одновременно и разрушение стереотипа неудачника, сформированного предыдущим опытом обучения.
13 РАБОТА С НЕУСПЕВАЮЩИМИ Разноуровневое обучение Индивидуализация обучения Временное снижение требований к неуспевающим школьникам, что позволит им постепенно наверстать упущенное. Нейтрализация причин неуспеваемости (устранение отрицательно действующих обстоятельств и усиление положительных моментов). Улучшение учёта и контроля. Активизация познавательной деятельности учащихся и их самостоятельности, усиление творческих элементов в ней Стимулирование развития интересов.
14 РАБОТА С НЕУСПЕВАЮЩИМИ Дозирование заданий для самостоятельной работы на уроке, более подробные, чем других учеников, инструкции. Создание особых условий опроса для неуспевающих учеников. Групповые занятия. Дифференцированная работа учителя на уроке с временными группами учащихся. Дифференциация домашней работы учащихся. Дополнительные занятия с отстающими.
16 ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ
17 ПРИНЦИПЫ ПОДХОДА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
18 ВСПОМНИТЕ СВОЕГО САМОГО ТРУДНОГО УЧЕНИКА Мне трудно с этим учеником, потому, что… У этого ученика есть замечательные черты…
19 ОБСУЖДЕН ИЕ Насколько сложным оказалось выполнение этого задания? Было ли трудным заполнить второй столбец? Почему? Удалось ли вам назвать семь пунктов, описывающих «Замечательные черты» отстающих? Почему? Появились ли у вас новые мысли о Вашем ученике? Захотелось ли Вам попристальнее понаблюдать за этим учеником и лучше понять его?
20 «ОТ УСПЕХА В ШКОЛЕ– К УСПЕХУ В ЖИЗНИ» Задания для творческих групп педагогов
21 УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ Чем, по-вашему, определяется успех урока? Какие условия необходимы, для того чтобы урок состоялся? Какого учителя любят дети? (1 творческая группа)
22 ЕСЛИ У ВАС ТРУДНОСТИ В ОБЩЕНИИ С РЕБЕНКОМ, ЕСЛИ ВЫ НЕ ПОНИМАЕТЕ ДРУГ ДРУГА, НЕ СПЕШИТЕ ОБВИНЯТЬ ЕГО В ЭТОМ. ВОЗМОЖНО, У ВАС РАЗНЫЕ ТИПЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МОЗГА, А ЗНАЧИТ ВЫ ПО – РАЗНОМУ МЫСЛИТЕ, ВОСПРИНИМАЕТЕ, ЧУВСТВУЕТЕ. ОН НЕ ПЛОХОЙ, А ПРОСТО ДРУГОЙ!
23 ОТНОСИСЬ К ЛЮДЯМ ТАК, КАК ТЫ ХОЧЕШЬ, ЧТОБЫ ОТНОСИЛИСЬ К ТЕБЕ
24 КАК СОХРАНИТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ МОТИВАЦИЮ И УДЕРЖАТЬ ИНТЕРЕС Как развить у учеников интерес к предмету? Какие способы повышения работоспособности на уроках вы используете? Какие формы организации обучения работают на развитие личности ребенка? (2 творческая группа)
25 НЕ ОБОЛЬЩАЙТЕСЬ – ВЫ НЕ ИДЕАЛ, А ЗНАЧИТ, НЕ ОБРАЗЕЦ ДЛЯ ПОДРАЖАНИЯ ВО ВСЕМ И ВСЕГДА. ПОЭТОМУ НЕ ЗАСТАВЛЯЙТЕ РЕБЕНКА БЫТЬ ПОХОЖИМ НА ВАС.
26 РЕБЕНОК НЕ ДОЛЖЕН ПАНИЧЕСКИ БОЯТЬСЯ ОШИБИТЬСЯ. НЕВОЗМОЖНО НАУЧИТЬСЯ ЧЕМУ-ТО НЕ ОШИБАЯСЬ. СТАРАЙТЕСЬ НЕ ВЫРАБОТАТЬ У РЕБЕНКА СТРАХА ПЕРЕД ОШИБКОЙ. ЧУВСТВО СТРАХА – ПЛОХОЙ СОВЕТЧИК. ОНО ПОДАВЛЯЕТ ИНИЦИАТИВУ, ЖЕЛАНИЕ УЧИТЬСЯ ДА И ПРОСТО РАДОСТЬ ЖИЗНИ И РАДОСТЬ ПОЗНАНИЯ.
27 ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК Что вы вкладываете в понятие «одаренный ребенок»? Какими правилами работы вы руководствуетесь в работе с одаренными детьми? (3 творческая группа)
28 ПРИЗНАЙТЕ ЗА РЕБЕНКОМ ПРАВО НА ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ, ПРАВО БЫТЬ ДРУГИМ.
29 СТАРАЙТЕСЬ НЕ ПРЕПОДНОСИТЬ ДЕТЯМ ИСТИНУ, А УЧИТЕ НАХОДИТЬ ЕЕ. ВСЯЧЕСКИ СТИМУЛИРУЙТЕ, ПОДДЕРЖИВАЙТЕ, ВЗРАЩИВАЙТЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ ПОИСК РЕБЕНКА.
30 В ЧЕМ ПРИЧИНА НЕУСПЕВАЕМОСТИ Проблемы работы учителя со слабоуспевающими детьми и как их решить. Какими формами и методами работы добиваетесь успеха с такими детьми? Как организовать успех на уроке. Способы и формы стимулирования. (4 творческая группа)
31 ПОСТАРАЙТЕСЬ, ЧТОБЫ ГЛАВНЫМ ДЛЯ ВАС СТАЛО ДАЖЕ НЕ СТОЛЬКО НАУЧИТЬ ЧЕМУ-ТО, СКОЛЬКО СДЕЛАТЬ ТАК, ЧТОБЫ РЕБЕНОК ЗАХОТЕЛ НАУЧИТЬСЯ, НЕ ПОТЕРЯЛ ИНТЕРЕС К УЧЕБЕ, ПОЧУВСТВОВАЛ ВКУС К ПОЗНАНИЮ НОВОГО, НЕИЗВЕСТНОГО, НЕПОНЯТНОГО.
32 УЧИТЕЛЬ И ОЦЕНКА Что оценивать и зачем оценивать школьников. Чем вы руководствуетесь при выставлении оценок. Портфолио, как новая форма оценки личных достижений школьников. (5 творческая группа)
33 МЫ ЧАСТО ЛЮБИМ В РЕБЕНКЕ РЕЗУЛЬТАТЫ СВОИХ ТРУДОВ. НО ЕСЛИ РЕЗУЛЬТАТОВ НЕТ, ВИНОВАТ НЕ РЕБЕНОК, А МЫ, ПОТОМУ ЧТО НЕ СУМЕЛИ ЕГО НАУЧИТЬ. БОЙТЕСЬ СПИСЫВАТЬ СВОЮ НЕКОМПЕТЕНТНОСТЬ, СВОИ НЕУДАЧИ НА РЕБЕНКА. ЭТО ВЫ ПЕДАГОГ, А НЕ ОН. К СОЖАЛЕНИЮ, МЫ ЛЮБИМ ТЕХ, КОГО УМЕЕМ НАУЧИТЬ
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.