Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемЕвгений Хованский
1 Учение о бытии 1. Категория бытия в философии. Монистические и плюралистические концепции бытия. 2. Формы бытия: материальное и идеальное. 3. «Материя» как фундаментальная онтологическая категория. 4. Атрибуты материи и формы ее существования.
2 Онтология как учение бытии Предполагает открытие нового измерения действительности, исходной точкой которого является совпадение мышления и бытия. Предполагает открытие нового измерения действительности, исходной точкой которого является совпадение мышления и бытия. Выступает альтернативой эмпирическому знанию, поскольку имеет дело с умопостигаемыми сущностями. Выступает альтернативой эмпирическому знанию, поскольку имеет дело с умопостигаемыми сущностями.
3 Особенности понимания бытия в античной философии Противопоставление бытия небытию Примеры: у Парменида: бытие – сущее, небытие – не-сущее; у Демокрита: бытие – атомы, небытие – пустота; у Платона: бытие – идеи, небытие – материя и т.п. Различение подлинного и неподлинного бытия (бытия «по истине» и бытия «по мнению») Например, у Платона – 2 вида бытия: подлинное бытие – идеи; неподлинное бытие – чувственные вещи, представляющие собой соединение идеи (бытия) и материи (небытия).
4 Особенности понимания бытия в средневековой философии Противопоставление истинного (Божественного) бытия и неистинного (сотворенного) бытия Противопоставление истинного (Божественного) бытия и неистинного (сотворенного) бытия Выделение различных аспектов бытия Выделение различных аспектов бытия - различение действительного (актуального) и возможного (потенциального) бытия; - различение умопостигаемой сущности и существования (внешнего бытия вещей, постигаемого опытом).
5 Понимание бытия в эпоху Возрождения и в Новое время Культ материального бытия, природы Культ материального бытия, природы Субстанциальный подход к бытию (субстанция понимается как неизменный субстрат бытия, от которого производны отдельные свойства – акциденции и модусы) Субстанциальный подход к бытию (субстанция понимается как неизменный субстрат бытия, от которого производны отдельные свойства – акциденции и модусы)
6 В зависимости от числа субстанций концепции бытия делятся на: монистические (например, в пантеизме Спинозы бытие представлено единственной субстанцией – Природой, которую он отождествляет с Богом); монистические (например, в пантеизме Спинозы бытие представлено единственной субстанцией – Природой, которую он отождествляет с Богом); дуалистические (например, в дуализме Декарта, который выделял 2 сотворенные субстанции – материальную и идеальную); дуалистические (например, в дуализме Декарта, который выделял 2 сотворенные субстанции – материальную и идеальную); плюралистические (например, в монадологии Лейбница бытие представлено бесчисленным количеством идеальных сущностей - монад). плюралистические (например, в монадологии Лейбница бытие представлено бесчисленным количеством идеальных сущностей - монад).
7 Особенности понимания бытия в классической онтологии Учение о бытии строится до и вне всякого опыта Учение о бытии строится до и вне всякого опыта Бытие соотносится с сущностью Бытие соотносится с сущностью Понимание бытия противоречиво: Понимание бытия противоречиво: с одной стороны, бытие – это «предельно широкое» понятие человека о мире; с другой – бытие независимо от человека.
8 Формы бытия Материальное бытие – отождествляется с природой, с физической реальностью, а также с различными формами и продуктами материально-практической деятельности человека. Материальное бытие – отождествляется с природой, с физической реальностью, а также с различными формами и продуктами материально-практической деятельности человека. Идеальное бытие – все формы и проявления духа (как абсолютного, так и человеческого). Идеальное бытие – все формы и проявления духа (как абсолютного, так и человеческого).
9 Понятие человеческого бытия Вводится в связи с онтологическим поворотом, характерным для течений гуманитарно- антропологического направления современной западной философии. Суть поворота: сам человек в своем существовании является особого рода бытием. Вывод: Экзистенция – это существование как особый вид бытия, центром которого является человек, его активность, уникальность и свобода.
10 Характерные особенности «новой онтологии» Соотносит бытие не сущностью, а с существованием (человека) Соотносит бытие не сущностью, а с существованием (человека) Путь философствования лежит не от мира и природы к бытию человека, а от человеческого существования (экзистенции) к миру, как он видится человеку и «выстраивается» вокруг него. Путь философствования лежит не от мира и природы к бытию человека, а от человеческого существования (экзистенции) к миру, как он видится человеку и «выстраивается» вокруг него.
11 Учение о многоуровневом бытии в марксизме Уровни бытия: Неорганическое бытие Неорганическое бытие Органическое бытие Органическое бытие Общественное бытие (разделяется на экономическое, политическое и т.п. бытие) Общественное бытие (разделяется на экономическое, политическое и т.п. бытие) Бытие личности Бытие личности
12 Понятие материи Варианты определения: Материя как телесное первоначало мира Материя как телесное первоначало мира Материя как небытие «чистая возможность» Материя как небытие «чистая возможность» Материя как универсальная основа, субстрат всех вещей – вечное и неизменное начало Материя как универсальная основа, субстрат всех вещей – вечное и неизменное начало Материя как вещество, определяемое через многообразные физические и химические свойства Материя как вещество, определяемое через многообразные физические и химические свойства
13 Современное философское понятие материи Складывается на рубеже XIX-XX вв. как альтернатива естественнонаучному в связи с обнаружившейся несостоятельностью отождествления материи с веществом (открытие электромагнитных полей, вакуума, элементарный частиц, которые не являются формами вещества). Складывается на рубеже XIX-XX вв. как альтернатива естественнонаучному в связи с обнаружившейся несостоятельностью отождествления материи с веществом (открытие электромагнитных полей, вакуума, элементарный частиц, которые не являются формами вещества). Является крайне абстрактным и не претендует на то, чтобы отразить все многообразные характеристики материи, изучаемые конкретными науками. Является крайне абстрактным и не претендует на то, чтобы отразить все многообразные характеристики материи, изучаемые конкретными науками. Фиксирует только одну определенность, свойственную всем состояниям и формам материи – свойство быть объективной реальностью, существовать вне и независимо от сознания. Фиксирует только одну определенность, свойственную всем состояниям и формам материи – свойство быть объективной реальностью, существовать вне и независимо от сознания.
14 Структурные уровни материи Микромир – мир элементарных (первичных и далее не разложимых) частиц, не ассоциированных в атомы, из которых, по предположению, состоит вся материя. Микромир – мир элементарных (первичных и далее не разложимых) частиц, не ассоциированных в атомы, из которых, по предположению, состоит вся материя. Макромир – представлен предметами, процессами и явлениями, данный нам в чувственном опыте. Макромир – представлен предметами, процессами и явлениями, данный нам в чувственном опыте. Мегамир – Вселенная, взятая как совокупность объектов, процессов и явлений, существующих в космическом масштабе. Мегамир – Вселенная, взятая как совокупность объектов, процессов и явлений, существующих в космическом масштабе.
15 Движение как атрибут материи В самом общем виде отождествляется с изменением вообще. В рамках диалектической традиции рассматривается как универсальное самодвижение, источником которого является внутреннее противоречие объектов. В рамках метафизической концепции отождествляется с механическим движением, источником которого является внешняя сила.
16 Формы движения материи Различаются в зависимости от источника, носителя и результата движения: Механическая Механическая Физическая Физическая Химическая Химическая Биологическая Биологическая Социальная Социальная
17 Пространство и время как формы существования материи Основные концепции пространства и времени: Субстанциальная (пространство и время рассматриваются как сущности, обладающие самостоятельным и независимым от материи бытием) Субстанциальная (пространство и время рассматриваются как сущности, обладающие самостоятельным и независимым от материи бытием) Реляционная (как формы существования материальным объектов, не обладающие независимым от них существованием) Реляционная (как формы существования материальным объектов, не обладающие независимым от них существованием) Субъективистская (пространство и время рассматриваются не как формы существования объектов, а как способы восприятия этих объектов человеком) Субъективистская (пространство и время рассматриваются не как формы существования объектов, а как способы восприятия этих объектов человеком)
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.