1. Алексеев, П.В., Панин А.В. Философия : учебник для вузов. - М., 2008, С. 4-27, Введение в философию: учебник для вузов / под ред. И.Т. Фролова : В 2 ч. Часть 1. - М., С , План: 1. Предмет философии, его историческое развитие. Философия и мировоззрение. 2. Основные философские направления. 3. Структура философии. 4. Философия и наука. Основная литература:
1. Общий взгляд на мир, выраженный в системе универсальных понятий, категорий, законов, в котором центральное место занимает проблема отношения человека к миру; 2. Форма общественного сознания, направленная на выработку целостного взгляда на мир и место в нем человека. 3. Учение об общих принципах бытия и познания, общества и мышления. 1. Общий взгляд на мир, выраженный в системе универсальных понятий, категорий, законов, в котором центральное место занимает проблема отношения человека к миру; 2. Форма общественного сознания, направленная на выработку целостного взгляда на мир и место в нем человека. 3. Учение об общих принципах бытия и познания, общества и мышления.
Что такое философия? Гераклит: философ – человек, занимающийся исследованиями. Софисты: Умение доказывать. Платон: Это особая наука, направленная на познание вечного истинного бытия. Сократ: Средство познания добра и зла. Аристотель: Исследование причин и принципов вещей. Эпикур: Путь достижения счастья посредством разума. Средневековая христианская философия: Средство рационального познания и доказательства Бога. Гегель: Наука об абсолютном разуме, постигающем самого себя. Что такое философия? Гераклит: философ – человек, занимающийся исследованиями. Софисты: Умение доказывать. Платон: Это особая наука, направленная на познание вечного истинного бытия. Сократ: Средство познания добра и зла. Аристотель: Исследование причин и принципов вещей. Эпикур: Путь достижения счастья посредством разума. Средневековая христианская философия: Средство рационального познания и доказательства Бога. Гегель: Наука об абсолютном разуме, постигающем самого себя.
1. Является теоретическим мировоззрением. 2. Обобщает, интегрирует другие науки. 3. Содержит базовые понятия, которые лежат в основе других наук. 4. Двойственность (имеет много общего с научным знанием, но не является наукой в строгом смысле) 5. Во многом субъективно (отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов) 1. Является теоретическим мировоззрением. 2. Обобщает, интегрирует другие науки. 3. Содержит базовые понятия, которые лежат в основе других наук. 4. Двойственность (имеет много общего с научным знанием, но не является наукой в строгом смысле) 5. Во многом субъективно (отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов)
6. Является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов времени). 7. Имеет качество рефлексии – обращенности мысли на саму себя. 8. Опирается на категории – предельно общие понятия. 9. Неисчерпаемо по своей сути. 10. Имеет неразрешимые, извечные проблемы (происхождения бытия, первичность материи или сознания, происхождение сознания, жизни, бессмертие души, морально-нравственные проблемы и другие) 6. Является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов времени). 7. Имеет качество рефлексии – обращенности мысли на саму себя. 8. Опирается на категории – предельно общие понятия. 9. Неисчерпаемо по своей сути. 10. Имеет неразрешимые, извечные проблемы (происхождения бытия, первичность материи или сознания, происхождение сознания, жизни, бессмертие души, морально-нравственные проблемы и другие)
Мировоззрение – целостный взгляд на мир и место в нем человека; предельное обобщение основополагающих взглядов на мир и человека; совокупность знаний, убеждений, верований, настроений, стремлений, идеалов, норм. Мировоззрение – целостный взгляд на мир и место в нем человека; предельное обобщение основополагающих взглядов на мир и человека; совокупность знаний, убеждений, верований, настроений, стремлений, идеалов, норм.
Познавательный компонент - базируется на обобщенных знаниях, повседневных, профессиональных, научных (картина мира). Ценностно-нормативный компонент – включает ценности, идеалы, убеждения, верования, нормы (общественные регуляторы). Ценность – это свойство предмета удовлетворять интересы, предпочтения человека. Эмоционально-волевой компонент – эмоционально-волевой освоение поступков человека. Психологические установки к действию. Практический компонент – готовность человека к определенному типу поведения в конкретных обстоятельствах. Познавательный компонент - базируется на обобщенных знаниях, повседневных, профессиональных, научных (картина мира). Ценностно-нормативный компонент – включает ценности, идеалы, убеждения, верования, нормы (общественные регуляторы). Ценность – это свойство предмета удовлетворять интересы, предпочтения человека. Эмоционально-волевой компонент – эмоционально-волевой освоение поступков человека. Психологические установки к действию. Практический компонент – готовность человека к определенному типу поведения в конкретных обстоятельствах.
1.Жизненно-практический (жизненная философия). 2. Теоретический (наука, философия). 1.Жизненно-практический (жизненная философия). 2. Теоретический (наука, философия).
Общее: 1. Что такое природа, окружающий мир? 2. Каково место человека в мире? 3. Как должен вести себя человек? 4. Что такое истина, добро, красота и т.д. Различие: философия – мировоззрение, приведенное в систему Общее: 1. Что такое природа, окружающий мир? 2. Каково место человека в мире? 3. Как должен вести себя человек? 4. Что такое истина, добро, красота и т.д. Различие: философия – мировоззрение, приведенное в систему
1. Мифологическое. Миф – особый вид мировоззрения, специфически образное целостное представление о явлениях природы и коллективной жизни, совмещает как фантастическое, так и реалистическое восприятие действительности -чувственное восприятие; - приверженность традиции; - символизм и аллегоричность; - отсутствие рациональных понятий.
2. Религиозное – осознание реального присутствия в жизни человека высшего начала (вера – способ существования религиозного сознания). - преобладание чувственного мировосприятия; - вера возводится в принцип; - система догматов; - разум занимает подчиненное место.
3. Научно-философское: – рациональное мировосприятие (разум ставится выше веры; – формируются абстрактные понятия; – используются наблюдения, сравнения, анализ, выводы, доказательства.
Уровни знания: 1. Технологическое знание (как?) – мастерство, умение. Опредмечивание в природном материале опыта, навыков человека. 2. Эмпирическое знание (что такое?) – уровень научного знания, которое направлено на объект и опирается на данные наблюдения и эксперимента. 3. Теоретическое знание (почему?) - уровень научного знания, направленный на познание объективной реальности в ее существенных связях и отношениях. 4. Мировоззрение ( зачем?) – отношение человека к окружающей действительности и самому себе. Философия ищет глубинные основания мира и человека. Уровни знания: 1. Технологическое знание (как?) – мастерство, умение. Опредмечивание в природном материале опыта, навыков человека. 2. Эмпирическое знание (что такое?) – уровень научного знания, которое направлено на объект и опирается на данные наблюдения и эксперимента. 3. Теоретическое знание (почему?) - уровень научного знания, направленный на познание объективной реальности в ее существенных связях и отношениях. 4. Мировоззрение ( зачем?) – отношение человека к окружающей действительности и самому себе. Философия ищет глубинные основания мира и человека.
Основные философские проблемы Среди основных философских вопросов особое место занимает вопрос о соотношении материального и духовного, бытия и мышления. " Великий, основной вопрос всей, в особенности новейшей философии, есть вопрос об отношении мышления к бытию... Философы разделились на два больших лагеря сообразно тому, как они отвечали на этот вопрос. Те, которые утверждали, что дух существовал прежде природы и которые... так или иначе признавали сотворение мира... составили идеалистический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам материализма ", - писал выдающийся мыслитель XIX века Ф. Энгельс.
Основной вопрос философии имеет коренное значение для философии в ряде аспектов : происхождения сознания, механизмов познания, природы творчества, моделей личности, образа жизни и других. Основной вопрос философии имеет коренное значение для философии в ряде аспектов : происхождения сознания, механизмов познания, природы творчества, моделей личности, образа жизни и других. Проблема внутренней раздвоенности человеческого бытия между духом и материей ФИЗИЧЕСКОЕ, МАТЕРИАЛЬНОЕ как ОБЪЕКТ СОЗНАНИЕ, ПСИХИЧЕСКОЕ как СУБЪЕКТ
Основной философский вопрос – вопрос о соотношении субъекта и объекта, материального и идеального. Субъект (от лат. «лежащий в основе») – обозначение сознания индивида, которому противопоставляется объект. Объект (от лат. «вещь», «предмет») – то что противостоит субъекту, т. е. сознанию, действительность, т. е. часть внешнего мира. Виды реальности: Объективная (реальность, существующая помимо человеческого сознания), субъективная (сознание человека, отражающее внешний мир), трансцендентная (переходящая за пределы возможного опыта, сверхъестественная)
Основные философские направления Материализм – направление в философии, признающее первичным материю, физическое, природу и вторичным, производным – сознание, духовное, идеальное. Идеализм - направление в философии, признающее первичным сознание, духовное, идеальное и вторичным, производным – материю, физическое, природу. Материализм – направление в философии, признающее первичным материю, физическое, природу и вторичным, производным – сознание, духовное, идеальное. Идеализм - направление в философии, признающее первичным сознание, духовное, идеальное и вторичным, производным – материю, физическое, природу.
Структура философии Современная структура: Онтология – философское учение о мире в целом Гносеология – философское учение о познании Философская антропология - философское учение о происхождении и сущности человека Социальная философия - философское учение о законах развития общества Современная структура: Онтология – философское учение о мире в целом Гносеология – философское учение о познании Философская антропология - философское учение о происхождении и сущности человека Социальная философия - философское учение о законах развития общества
Аксиология - философское учение о ценностях Логика –учение о законах человеческого мышления Этика – учение о морали и нравственности Эстетика – учение о канонах прекрасного Аксиология - философское учение о ценностях Логика –учение о законах человеческого мышления Этика – учение о морали и нравственности Эстетика – учение о канонах прекрасного
Составные дисциплины современной философской науки : Метафизика Философия природы Философия человека Философия познания Этическая философия Социальная философия Философия истории Философия культуры Философия политики Философия образования Философия техники Философия религии Философия языка Философия искусства Логика История философии Футуристическая философия
Виды философии 1. По ориентации на конкретное мировоззрение и теоретизацию : Обыденная философия Религиозная философия Мистическая философия Научная философия 2. По открытости и закрытости : Эзотерическая философия Экзотерическая философия 3. По историческому признаку : Философия Древнего мира Философия Средневековья Философия эпохи Возрождения Философия Нового времени Философия Новейшего времени
Философия и наука Наука – это особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно - организованных и обоснованных знаний о мире.
Соотношение философии и науки Философия включает науку (общая логика понимания человека и мира, историческая традиция), но не сводится к науке (это оценочное знание)