Подготовила : Прокопенко Э. Г.
Лозунг «Детство – лучшая, счастливая пора» скорее самоуспокоение для взрослых, чем реальность для детей. Бремя ответственности создает у взрослых иллюзию беззаботности и безответственности периода детства. Но насколько порой ребенку живется труднее, чем взрослому! Он еще не знает, что в жизни «все проходит», и оттого обостреннее и непосредственнее его отклик, выше внушаемость и доверчивость к словам и поступкам окружающих; ребенку труднее регулировать и удовлетворять свои желания, он еще не умеет, как взрослые, находить им замену или компенсацию; ребенок все время оценивается: дома, в детском саду.
Детские слезы – часто слезы обиды и непонимания. Нередко они имеют адресата ( « Я не тебе плачу, а маме! » ). Из чего складывается понимание? Понимание обязательно включает знания возрастных особенностей: что можно ожидать от ребенка 1 года, 3 лет, 5 лет и чем такое поведение объясняется. Включает знание индивидуальных особенностей ребенка и мужество взрослого эту уникальность в ребенке сохранять и поддерживать. Знание жизни, мудрость то, чем часто обладает старшее поколение, и родители иногда обижаются: «Вот бы ты меня так воспитывал в свое время, как сейчас внука!»).
Родители дают ребенку модель отношений с миром, друг с другом. Это отношения спокойные, доброжелательные, активные или оценивающие, не доверяющие, наказывающие? В авторской ТВ – программе Андрея Максимова «Ночной полет» М.М. Жванецкий сказал, что родитель должен не вкладывать в ребенка совесть, а показать ему, что она, совесть, у него, родителя, есть. А иначе где еще ребенок это увидит? Совесть нам подскажет, где мы не правы: обидели, нарушили закон человеческого общежития – пожелали не свое, позаимствовали нам не принадлежащее, не помогли, обманули и т.п. От таких поступков и ошибок никто не застрахован, но ребенок должен видеть, что это больно и что родитель признается в этой боли, страдая. Взрослый, понимающий душу ребенка, страдает и в том случае, если причинил страдания ребенку.
Итак, понимание – это обязательно еще само понимание и самовоспитание. Часто детей воспитываем не по науке (а кто ее знает?), а по вере, которая сформировалась из убеждений в детстве: надо воспитывать так, как нас воспитывали. За такой установкой трудно разглядеть индивидуальность ребенка. Нужно стремиться избегать мелкого педагогического корыстолюбия, цель которого: «Я хочу, чтобы обо мне хорошо думали!» Ребенок это всегда чувствует, ведь его интересы остаются на задворках. Вырастить же детей, ничем не поступаясь, невозможно. Но бывают дети, которые столь любимы и властны в семье, что верховодят родителями, легко управляя ими.
. Это тоже вариант непонимания ребенка. Непонимания, которое ведет к неуправляемости и к тому, что ребенок плохо ориентируется в ролях: кто есть кто, кто главный и за что ответственен, где наступают ограничения. Он не понимает себя, потому что его не захотели понять родные ему люди. Силы родители должны распределяться разумно: на свое счастье и счастье ребенка. Ребенок научится быть счастливым, если наблюдает это умение у родителей; он будет отзывчивым, если отзывчивы родители к своим родителям и другим людям; он будет смелым, совестливым, порядочным…
Но при этом он будет еще и самим собой, ибо понимание означает терпимость к непохожему. Следует понять, что ребенок, хоть и является продолжением родителей, все же не их точная копия. Ребенок не довесок и не придаток к жизни родителей. Он – самостоятельная судьба. Родители сопровождают его, любовью и терпением открывая в ребенке все лучшее, талантливое, способное. Но за это ребенок не обязан жить жизнью родителей и реализовывать их несостоявшиеся мечты! Любовь родительская должна сочетаться с требовательностью, проистекающей из понимания себя, целей воспитания, понимания характера и души ребенка, понимания жизни.
Ребенка важно не только понимать, но и уметь выразить свое понимание, чтобы ребенок понимание чувствовал, словом, паузой, интонацией, поступком, скоростью отклика, смехом.