Научно-исследовательская работа Устаревшие слова в русском языке Авторы: Тисецкая Александра Авторы: Тисецкая Александра Митюкова Кристина Митюкова Кристина Руководитель: Швайгерт Любовь Николаевна Руководитель: Швайгерт Любовь Николаевна
Актуальность Важно сохранить наш язык, наш прекрасный русский язык, как писал о нем Иван Сергеевич Тургенев Важно сохранить наш язык, наш прекрасный русский язык, как писал о нем Иван Сергеевич Тургенев Язык – это наша культура, наша история. Мы должны сохранить нашу русскую речь вместе с устаревшими словами. Язык – это наша культура, наша история. Мы должны сохранить нашу русскую речь вместе с устаревшими словами. Устаревающие слова должны знать наши сверстники, чтобы понимать их значение и повышать уровень своей культуры. Устаревающие слова должны знать наши сверстники, чтобы понимать их значение и повышать уровень своей культуры.
Проблема исследования: мы современные подростки и пользуемся современным языком, но должны помнить, что существует язык наших предков, где много устаревших слов, которые так же необходимо понимать. мы современные подростки и пользуемся современным языком, но должны помнить, что существует язык наших предков, где много устаревших слов, которые так же необходимо понимать.
Гипотеза: современный русский язык все меньше употребляет устаревшие слова, но знать их необходимо. современный русский язык все меньше употребляет устаревшие слова, но знать их необходимо.
Цель исследования: показать нашим сверстникам, что устаревшие слова необходимо помнить и сохранять их. показать нашим сверстникам, что устаревшие слова необходимо помнить и сохранять их.
Задачи: Раскрыть назначение устаревших слов. Раскрыть назначение устаревших слов. Показать причины исчезновения слов из русского языка. Привести примеры исследования. Показать причины исчезновения слов из русского языка. Привести примеры исследования. Донести до подростков необходимость сохранения устаревших слов. Донести до подростков необходимость сохранения устаревших слов.
Объект исследования: учащиеся нашей школы учащиеся нашей школы местное население местное население
Предмет исследования: речь подростков и жителей села. речь подростков и жителей села.
Методы исследования: Теоретический Теоретический Эмпирический (диагностический): Эмпирический (диагностический): Проведение опроса; Проведение опроса; Выделение из речи респондентов устаревших слов; Выделение из речи респондентов устаревших слов; Анализ результатов Анализ результатов
Проведенное нами исследование показало, что устаревшими словами пользуются, в основном, пожилые люди. А молодежь все больше пользуется сленгом. Приведенные устаревшие слова в разговоре с молодыми людьми были им мало знакомы, но все же они смогли назвать несколько устаревших слов или объяснить значение названных нами. Проведенное нами исследование показало, что устаревшими словами пользуются, в основном, пожилые люди. А молодежь все больше пользуется сленгом. Приведенные устаревшие слова в разговоре с молодыми людьми были им мало знакомы, но все же они смогли назвать несколько устаревших слов или объяснить значение названных нами.
Изба-дом Изба-дом Калитка-дверь на улицу Калитка-дверь на улицу Черепушка-миска Черепушка-миска Ихний-их Ихний-их Чо-что Чо-что Полушка – мелкая монета Полушка – мелкая монета Плошка-чашка Плошка-чашка Заслонка-задвижка у русской печи Заслонка-задвижка у русской печи Палати - полка под потолком Палати - полка под потолком Завалинка-фундамент Завалинка-фундамент Затвори-закрой Затвори-закрой Хлев – стайка для скота Хлев – стайка для скота Заплот-забор Заплот-забор Хата-дом Хата-дом Катанки-валенки Катанки-валенки Полушалок-платок Полушалок-платок
Ушанка-шапка меховая Ушанка-шапка меховая Доха-шуба до пола Доха-шуба до пола Культяпки-руки Культяпки-руки Зенки-глаза Зенки-глаза Калидор - коридор Калидор - коридор Фуфайка - стеганая куртка Фуфайка - стеганая куртка Телогрейка-безрукавка Телогрейка-безрукавка Чуни-галоши Чуни-галоши Буханка-булка хлеба Буханка-булка хлеба Гаманок - кошелек Гаманок - кошелек Туесок-корзинка Туесок-корзинка Котомка-рюкзак Котомка-рюкзак Ломоть-кусок хлеба Ломоть-кусок хлеба
Результаты опроса
Вывод: 21 веке практически не употребляют устаревшие слова, так как для нашего поколения это звучит как-то нелепо, неудобно. У нашего поколения есть свои слова, которые в дальнейшем лет через 100, наверное, тоже будут считаться для нового поколения устаревшими словами. 21 веке практически не употребляют устаревшие слова, так как для нашего поколения это звучит как-то нелепо, неудобно. У нашего поколения есть свои слова, которые в дальнейшем лет через 100, наверное, тоже будут считаться для нового поколения устаревшими словами.
Вывод: разъяснять лицам, чьи выступления попадают в центр общественного внимания, необходимость бережного отношения к родному языку; разъяснять лицам, чьи выступления попадают в центр общественного внимания, необходимость бережного отношения к родному языку; разъяснять руководителям средств массовой информации необходимость качественной редакторской работы над стилем публикуемых текстов; разъяснять руководителям средств массовой информации необходимость качественной редакторской работы над стилем публикуемых текстов;
пропагандировать классическую литературу; пропагандировать классическую литературу; обеспечить библиотеки новыми словарями и учебниками по русскому языку и культуре речи; обеспечить библиотеки новыми словарями и учебниками по русскому языку и культуре речи; пропагандировать бережное отношение к русскому языку; пропагандировать бережное отношение к русскому языку; разъяснить нашим сверстникам, что нужно сохранять свой богатый язык, иначе он потеряет свое прямое назначение – украшать нашу речь разъяснить нашим сверстникам, что нужно сохранять свой богатый язык, иначе он потеряет свое прямое назначение – украшать нашу речь
Практическое применение своих исследований материал для классных часов; материал для классных часов; ребятам выпустить небольшие газеты об устаревших словах, ребятам выпустить небольшие газеты об устаревших словах, показать устаревшие слова и дать их толкование. показать устаревшие слова и дать их толкование.