Классическая музыка как фактор художественно-эстетического воспитания МБДОУ детский сад 22 «Ромашка» г. Аксай Серебрякова Л.В.
Есть внутренняя музыка души. Она как память о полузабытом, Она как дальний шум. Не заглуши Её годами буднями и бытом! Она таится, в глубине светя Порой в случайном слове, слабом жесте. Её имеют многие. Дитя Лишь обладает ею в совершенстве. Евгений Винокуров, русский поэт ХХ в.
* Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова, и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011.; * Детство с музыкой А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. ООО «Издательство «Детство- пресс», 2013; * Образовательная область «Музыка» А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская. Как работать по программе «Детство»: Учебно- методическое пособие / науч. ред. А.Г. Гогоберидзе - СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», Методологическая основа проекта
Цель проекта: формирование начал музыкально-художественной культуры, формирование творческой личности ребенка через развитие его музыкальных способностей посредством слушания классической музыки, развитие стремления к поиску форм для воплощения своего замысла. Цель достигается в процессе решения поставленных задач. Образовательная область: музыка. Области интеграции: познание, художественное творчество, коммуникация. Вид проекта: Открытый (в контакте с семьей, учреждениями культуры, музыкальной школой), групповой, творческий, долгосрочный.
Задачи проекта: расширять знания детей о классической музыке, развивать восприятие музыкальных произведений разных эпох; развивать музыкальные способности, эстетический вкус, умение проявлять эмоциональную отзывчивость на музыку, развивать творчество и креативность участников проекта; побуждать выражать свои впечатления от прослушивания классических произведении в творческой деятельности, исполнительском искусстве, речевой деятельности; познакомить детей с исполнением классической музыки на различных музыкальных инструментах, в т.ч народных разными исполнителями: вокалистами, музыкантами, артистами балета создавать игровые, творческие ситуации через импровизацию с использованием классической музыки; формировать единый детско-взрослый коллектив.
Участники проекта: воспитанники, педагоги, родители. Возраст дошкольников: 3-7 лет. Продолжительность проекта: октябрь май 2014 г. Материалы и оборудование: DVD-проигрыватель, музыкальные центры, мультимедийная установка, компьютер(-ы), принтер, видеокамера, телевизор, аудио системы, диски и кассеты с записью классической музыки, фотографии и картины с изображениями музыкальных инструментов, портреты композиторов, иллюстрации и репродукции, соответствующие сюжету и теме встречи, познавательная литература, художественная литература, изо материалы. Детские музыкальные инструменты (ложки, колокольчики, бубны, погремушки, трещотки, металлофоны).
Музыкальное восприятие является тем каналом, который позволяет ребёнку обогащать индивидуальный музыкальный опыт. От того, какая музыка окружает ребёнка, звучит в повседневной жизни в детском саду и дома или во время специально организованных занятий, зависит становление музыкального вкуса ребёнка, его культурный кругозор, интерес к музыкальной деятельности, выбор музыки в качестве «спутника жизни». В связи с этим необходимо определить принципы отбора музыкального репертуара для слушания. Технологии Восприятие СлушаниеИмпровизация
Основные факторы отбора музыкального репертуара Образность Доступность Высокая эмоциональность Соответствие жизненному опыту детей
Требования к музыкальным произведениям Художественность - гармония музыкального образа и средств выразительности, многомерность, яркость, высокая эмоциональность. Художественность - гармония музыкального образа и средств выразительности, многомерность, яркость, высокая эмоциональность. Доступность - произведение должно быть представлено яркими образами, доступными по форме, соответствовать эмоциональному и жизненному опыту ребенка, соответствовать детскому восприятию.
Требования к репертуару для слушания Принцип учета детских музыкальных интересов Принцип учета деятельности природы ребенка Принцип учета эмоционально го опыта ребенка Принцип учета индивидуальных особенностей восприятия музыки ребенком Принцип разнообразия задач, решаемых в процессе восприятия музыки
* «Минуты музыки» – слушание музыки в режиме дня; * Музыкальные занятия, интегрированные занятия; * Музыкальная гостинная, встречи с участниками музыкальной школы, музыкантами-исполнителями; * Ритмическая мозаика. Формы реализации проекта:
В рамках проекта на сайте нашего дошкольного образовательного учреждения можно: - получить консультации специалистов, - посетить музыкальную гостиную, - познакомиться с разделами, посвященными проекту.
Результат: Воспитанники: Положительная динамика в развитии эмоциональной отзывчивости на музыку. Становление начал музыкального вкуса, появление интереса к музыке. Развитие умений художественного восприятия музыки и отражение его результатов в деятельности. Развитие творческого воображения, творческих способностей.
Результат: Родители: Развитие интереса к музыке. Активное включение в процесс музыкального воспитания ребенка. Создание музыкальной коллекции для слушания в семье.
Результат: Педагоги: Активное участие в развитии музыкального восприятия детей, обогащение музыкальной культуры. Изучение индивидуальных особенностей детей и вариативная организация процесса восприятия музыки.
Результаты проекта:
Работа над проектом представлена в короткометражном фильме «Классическая музыка как фактор художественно-эстетического воспитания МБДОУ детский сад 22 «Ромашка г. Аксай»