«Развитие пространственного мышления и воображения на уроках изобразительного искусства в 8 классе». Из опыта работы учителя изобразительного искусства ОГКОУ школа – интернат III- IV вида Костромской области в Чернышевой Н. М.
Актуальность темы Умение свободно оперировать пространственными образами рассматривается как одно из важнейших качеств человека, часть его общего интеллектуального развития.
Пространственное мышление и воображение детей с ОВЗ развито слабо. Они испытывают трудности в определении формы, цвета, величины и пространственного расположения предметов. Их знания об окружающем мире бедны и фрагментарны.
Одна из целей изобразительного искусства в коррекционной школе - это формирование у учащихся пространственного мышления, умений воспринимать как реальное, так и воображаемое пространство и ориентироваться в нем.
Задачи 1. Закреплять знания о геометрических телах и формах. 2. обучать анализу формы и конструкции разных предметов; 3. развивать наблюдательности, внимания, глазомер; 4. обучать умению воплощать свою идею в конкретную форму; 5. закреплять умения и навыки графического изображения предметов, работы с чертежными инструментами (циркуль, линейка, угольник) 6. Воспитывать аккуратность при выполнении графических работ.
Упражнения для развития пространственного мышления
Закрепление знаний о геометрических телах и формах По предложенной ученику карточке охарактеризовать конструкцию предмета, мысленно расчленить данные предметы на геометрические тела, записать их названия.
Нарисовать предметы быта и рядом геометрические тела или сочетание геометрических тел, которые лежат в их основе.
Задание для незрячих учащихся выполнить рельефное изображение натюрморта, учитывая пропорции предметов, составляющих натюрморт, удаленность относительно наблюдателя и загораживаемость одного объекта другим.
Задание: «Расставь на плоскости геометрические тела как указано в карточке». 1. Рассмотри геометрические тела на своем столе. 2. Рассмотри карточку. Назови, какому геометрическому телу соответствует геометрическая плоская фигура на карточке. Посмотри, как фигуры располагаются относительно друг друга. 3. На модельном столе расставь геометрические тела как это изображено на карточке.
«Построение геометрического орнамента с помощью чертежных инструментов» продолжаем развивать знания о геометрических формах и закреплять умения и навыки графического изображения предметов, работать с чертежными инструментами (циркуль, линейка, угольник), воспитывать аккуратность при выполнении графических работ.
Незрячим учащимся, для выполнения данного построения, предлагаются специальные чертежные инструменты (циркули, линейки).
Задание:« Определи, что объединяет эти изображения?»
шрифтовой композиции слово – образ. Создание шрифтовой композиции из любых слов на выбор учащихся.
В ходе реализации данной работы у обучающихся наблюдается положительная динамика качества знаний формирование творческой активности, формирование устойчивой учебной деятельности