Организация отбора кандидатов Основы управления персоналом Лекция 15
Вопросы темы Анализ и проектирование рабочего места (должности) Должностная инструкция Технологии первичной диагностики и отбора кандидатов
Анализ и проектирование рабочего места (должности) Не на всех предприятиях существуют паспорта рабочих мест. Необходимо провести работу по их составлению
Анализ и проектирование рабочего места (должности) Паспорт рабочего места необходим при: составлении должностной инструкции; составлении образовательной программы; определении системы мотивации и др.
Анализ и проектирование рабочего места (должности) Методы анализа должности (работы): Контактный – с использованием структурированного интервью, т.е. поиск ответов на сгруппированные вопросы анкеты. Метод прост в применении, не требует подготовки для освоения, позволяет выяснить достоверные сведения о характере труда
Анализ и проектирование рабочего места (должности) Группы вопросов анкеты: 1. О месте должности в структуре данной организации; 2. Главная цель работы; 3. Вопросы о конкретной работе, обязанностях; 4. О принимаемых решениях и видах ответственности; 5. О контактах с другими работниками 4 6. Физическая среда (характеристика рабочего места);
Физическая среда (характеристика рабочего места):
Анализ и проектирование рабочего места (должности) Результаты анкетирования необходимо оформлять в специально разработанных формах документов: Наименование работы (должности) Отдел Вышестоящая должность Нижестоящая должность Основная цель работы Основные задачи, виды, направления деятельности Важность Количество затрачиваемого времени
Анализ и проектирование рабочего места (должности) Методы анализа должности (работы): Бесконтактный – анализ должности (работы) с использованием опросного листа. Преимущество – возможность получить большой объем данных от нескольких человек. Важно указать, для чего проводится исследование
Анализ и проектирование рабочего места (должности) Примеры вопросов опросного листа: 1. Основная цель (задача) работы; 2. Есть ли подчиненные, их должности? 3. Назовите важные виды деятельности ваших подчиненных. 4. Перечислить, в чем состоит ваша работа. 5. Обязанности: ежедневные, периодические, нерегулярные. 6. Образование; 7. Какой опыт необходим для вашей работы? 8. Навыки; 9. Оборудование; 10. Физические требования; 11. Эмоциональные требования; 1. Условия работы; 13. Здоровье и безопасность
Документальное оформление результатов опроса Подготовка к описанию должности включает: 1. Исследование информации, полученной в ходе анализа работы. 2. Уточнение информации у сотрудника и его руководителя; 3. Изучение мнений экспертов по полученным данным; 4. Уточнение структуры и формы описания работы.
Примерная структура описания работы: 1. Определение работы; 2. Краткое описание работы; 3. Обязанности и ответственность; 4. Отношения; 5. Стандарты исполнения (требуемые результаты); 6. Условия труда и окружающая среда. После описания работы (должности) составляется должностная инструкция
15.2. Должностная инструкция Назначение должностной инструкции Исключение дублирования и «провисания» функций; Осуществление контроля исполнения работниками своих обязанностей; Объективная оценка результатов труда; Избежание конфликтов из-за несогласованности действий руководства и подчиненных; Избежание трудовых споров; Выработка системы критериев, квалификационных характеристик для подбора и отбора персонала.
Структура текста должностной инструкции Название документа Гриф утверждения руководителем организации; Наименование должности; Место в структуре организации; Квалификационные требования (знания, навыки, опыт работы, личные качества); Цель; Задачи; Функциональные обязанности; Права; Контакты внутри и вне организации; Показатели успешности деятельности (критерии оценки); Ответственность
Изучение образцов документов – должностных инструкций
15.3. Технологии первичной диагностики и отбора кандидатов Телефонные переговоры; Организация системы сбора первичной информации о кандидатах и ее предварительная обработка; Рекомендации по анализу предварительной информации и документов.
Техника телефонного интервью Цель звонка соискателю: - Произвести первичную оценку о кандидате; - Заинтересовать вакансией и пригласить на собеседование; - Собрать информацию о потенциальных кандидатах; - Сформировать у собеседника позитивное мнение о себе и об организации.
Алгоритм телефонного интервью с кандидатом: 1. Попросите подозвать нужного человека; 2. Если звоните на работу – не сообщайте цель своего звонка (другим); 3. Убедитесь, что разговариваете с тем, кому звонили; 4. Сообщите цель звонка и уточните, удобно ли ему говорить, Если нет- договоритесь на другое время; 5. Задавайте вопросы, помогающие понять, подходит ли кандидат к вакантной должности.
Организация системы сбора первичной информации о кандидатах и ее предварительная обработка Анализируя резюме, следует обратить внимание на следующее: 1. Оформление резюме. 2. Полнота информации. 3. Продолжительность работы на одном месте. 4. Рекомендации. 5. Релевантность (соответствие получаемого результата ожидаемому) предыдущего опыта. 6. Анализ позиции и размера оплаты
Организация системы сбора первичной информации о кандидатах и ее предварительная обработка Кроме изучения резюме, анализируются результаты телефонного разговора, фиксируются выводы. Также фиксируется информация, полученная из рекомендаций, анкет, сведений об учебе и т.п.
Рекомендации по анализу предварительной информации и документов Определить критерии, неприемлемые для вакантной должности и провести «отсев» кандидатов. В результате обработки первичной информации о кандидатах необходимо отобрать нескольких человек для собеседования. Все результаты необходимо фиксировать письменно, во избежание судебных исков (соискателю может показаться, что к нему предвзято относятся).
Организация отбора кандидатов Таким образом, рассмотрены несколько инструментов отбора кандидатов на вакантные должности. При работе над проектом по теме и выполнении заданий на практических занятиях, вам рекомендуется использовать и другие инструменты, применяемые современными российскими и зарубежными компаниями
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ