15 марта Всемирный день защиты прав потребителей Потребитель -это любой гражданин приобретающий (заказывающий) или имеющий намерение приобрести (заказать) товар или услугу.
Потребитель имеет право: на информацию на информацию на безопасность на безопасность на выбор на выбор на возмещение вреда на возмещение вреда на судебную защиту на судебную защиту
Обязанности продавца: Продавец обязан передавать товар, соответствующий условиям договора или, при отсутствии договора, соответствующий целям для которых он обычно используется. Товар длительного пользования должен иметь срок службы, продукт питания - срок годности. Убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению продавцом в полной сумме. Моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения продавцом прав потребителя, подлежит компенсации.
Нельзя обуславливать приобретение одних товаров приобретением других (иногда магазины незаконно включают в общую стоимость покупки стоимость страховки, которая не является обязательной, на пример, при покупке телевизора). Продавец не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные работы, услуги за плату (например, рассылки смс-сообщений операторами мобильной связи с требованием отправить смс-сообщение для того, чтобы отказаться от услуги, которую потребитель даже не заказывал).
Права потребителей: Потребителю должна быть предоставлена: - информация о продавце (адрес, наименование и режим работы на вывеске), - информация о виде деятельности, сроке действия лицензии (если вид деятельности подлежит лицензированию); -информацию о качестве и свойствах товара, обеспечивающий возможность его правильного выбора; -цену в рублях и условия приобретения товаров, в том числе при предоставлении кредита размер кре дита, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы; - правила и условия эффективного и безопасного использования товаров.
Условия договора, ущемляющие права потребителей, признаются недействительными. Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту: - нахождения организации; - жительства или пребывания истца; - заключения или исполнения договора. Истцы освобождаются от уплаты госпошлины. Потребитель при обнаружения в товаре недостатков вправе: - потребовать замены на товар этой же марки; - потребовать замены на такой же товар другой марки с соответствующим перерасчетом покупной цены;
- потребовать соразмерного уменьшения покуп ной цены; - потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; -отказаться от исполнения договора купли- продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. Отсутствие у потребителя кассового или товарного чека не является основанием для отказа в удовлетворении его требований
Советы покупателю: При покупке будьте внимательны, выбирайте товары тщательно и неторопливо. Прочитайте руководство по эксплуатации и проверьте гарантию. Проследите, чтобы продавец поставил печать и дату покупки в паспорте изделия. Не забывайте забрать товарный чек, подтверждающий, что покупка совершена именно в данном торговом предприятии. Требуйте сертификат качества.
Заповеди продавца: Продавец должен быть приветлив, терпелив, внимателен, предупредителен. Продавец, не дожидаясь вопросов, должен выяснить, что покупатель желает купить в магазине. Продавец не должен показывать товары молча. Показ каждого товара должен сопровождаться краткой информацией.