Философия XIX и XX вв. 1. Классическая философия XIX в. 2. Неклассическая философия XIX в. 3. Особенности философии ХХ в.
КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX В. «…мне должно еще несколько остановиться на том философском учении, которое составляет поворотную точку и вместе с тем связь между периодами западной философии; я разумею систему Гегеля, которая, завершая собою и выражая во всей его исключительности философский рационализм, тем самым (именно делая очевидной его ограниченность) вызвала требование другой, не отвлеченно-логической, а положительной философии…» В.С. Соловьев. «Кризис западной философии»
Позитивизм Огюст Конт – «отец социологии» Отправная точка философии – опыт Мы познаем только феномены, и наше знание всегда относительно Мы знаем только отношения между фактами Познаваемо только то, что подлежит наблюдению (= отношения между фактами) Познание в неопытных первоначал превышает возможности человека Цель положительной (позитивной) философии - привести разум к осознанию своих границ и возможностей. Эта граница - сфера человеческого опыта, мир явлений.
Марксизм Ф. ЭнгельсК. Маркс Материалистически переработали идеалистическую диалектику Гегеля. Создали диалектический материализм ЭНГЕЛЬС. «Диалектика природы» : попытка создания натурфилософии посредством диалектического истолкования данных естествознания. Утверждается идентичность определенных «законов движения» в природе, обществе и мышлении.
МАРКС. «Капиталл». Исторический материализм - теория развития общества. Бытие определяет сознание, экономика - политику, социальную и духовную сферу. Развитие общества – естественно исторический процесс, т.е. оно подчиняется в своем развитии как естественным, объективным законам, так и человеческой исторической деятельности, субъектом которой являются классы. Основа общественного прогресса - материальное производство, т.е. создание материальных благ в процессе преобразовательной деятельности человека.
Классовая теория структуры общества ПОВТОРЕНИЕ
классы основные формирующие господствующий способ производства неосновные не играющие решающей роли в существующей системе общественно- экономических отношений ПОВТОРЕНИЕ
Классы в широком смысле слова - большие группы людей, имеющие свое отношение к средствам производства собственности и политическим институтам ПОВТОРЕНИЕ
НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX в. Основная характеристика - иррационализм: отвергается понимание мира как целостной закономерной системы. Окружающий мир – это разрозненный хаос, неподконтрольный разуму. НАПРАВЛЕНИЯ: Волюнтаризм: признает волю первоосновой всего сущего. А. Шопенгауэр Философия жизни: центральными являются вопросы о смысле, цели и ценности жизни, стремление понять «жизнь из нее самой». Отдается предпочтение живому чувству, инстинкту как средствам постижения мира. Ф. Ницше А. Бергсон Психоанализ: междисциплинарное направление в современной философии и психологии, объясняющее роль бессознательного и других, связанных с ним психических процессов в жизни человека и общества. З. Фрейд К.Г. Юнг А. Адлер
Артур Шопенгауэр
Артур Шопенгауэр: волюнтаризм Окружающий мир есть лишь мир представлений в сознании человека. Сущность мира – воля. Мировая воля есть сила, движение, творящее все вещи и процессы Воля лежит в основе сознания; является всеобщей сущностью вещей. Воля действует без всякого познания, определяется не мотивами, а причинами (раздражителями). Точно так же, как воля человека определяет его поступки, так и действующая во всем мире всеобщая воля, воля предметов и явлений вызывает внешние события в мире, движение предметов, возникновение явлений. Воля присуща не только живым организмам, но и неживой природе в виде "бессознательной", "дремлющей" воли.
Фридрих Ницше: философия жизни Идея «смерти Бога» Идея «воли к власти» Идея «сверхчеловека» имморализм (не путать с аморализмом!)
Зигмунд Фрейд: психоанализ «Я и Оно» Оно (Ид) - бессознательное Я (Эго) – сознание Сверх-Я (Супер-Эго) – надсознательное: ценности, социальные установки и т.п. Либидо Сублимация
ОСОБЕННОСТИ ФИЛОСОФИИ ХХ ВЕКА Множество философских систем, соответствующих многообразию культур и их диалогу; Новые философские традиции, сориентированные на различия между культурами и людьми, а не на их единство. Отказ от принципов классической философии: от безусловного доверия разуму; от идеи субстанции как единой основы всего сущего; от диалектики как логики преодоления и разрешения противоречий; от принципа историзма; от традиционного европейского рационализма. Значительный интерес к мистике, к иррациональному как способу познания, к восточной философии). Два направления: сциентизм и антисциентизм.
СЦИЕНТИЗМ АНТИСЦИЕНТИЗМ Наука - высшая ступень человеческого разума, научное знание - культурная ценность, в соответствии с которой необходимо ориентировать все иные формы духовного освоения бытия (в т.ч. философию). Наука - угроза существования человека и всей человеческой цивилизации.