Краевое государственное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида 3 КГКСКОУ СКОШ 8 вида 3» г. Комсомольска – на – Амуре Хабаровского края. Бабенко Ирина Александровна учитель – логопед высшей квалификационной категории Номинация «Дидактическое пособие» Играем в « Меморину » - развиваем зрительную память, ориентировку в пространстве.
Игра состоит из картонных двусторонних карточек ( от 9 до 20 и более). Лицевая сторона карточки - картинка, обратная сторона – «рубашка» - одинаковая. Иногда мы используем разные «рубашки» в одной игре, допуская возможность запоминания, под какой «рубашкой» какой предмет спрятан.
Задачи игры : Общая игровая задача: как можно больше открыть «парочек». Коррекционные задачи: развитие зрительной памяти; восприятия, навыка различать величину, форму, цвет предметов; их расположение в пространстве; развитие волевых качеств, умение соблюдать правила игры. уточнение и активизация словаря по выбранной лексической теме.
Общие правила игры : Дети устанавливают очередь, используя детскую считалку, например, « На золотом крыльце сидели…». Затем по очереди (по часовой стрелке) открывают любую пару картинок, разложенных на столе, называя изображения. Если «парочка» найдена, ребёнок забирает картинки себе и ходит ещё раз, пока не ошибётся. Если «парочки» не найдены, ребёнок кладёт их на прежнее место «рубашкой» вверх. Остальные дети стараются запомнить их местоположение. Игра продолжается до тех пор, пока не останется ни одной «парочки». Последнюю «парочку» забирает игрок, угадавший предпоследнюю «парочку» (т.е. последний угадавший забирает четыре карточки). Выигрывает тот, у кого больше наберётся «парочек». Нарушивший правила игры пропускает один ход.
Вариант 1 Для игры понадобятся карточки с парными картинками на лексические темы. Картинок может быть много, до двадцати пар и больше. В углу карточки с изображением предмета помещена цифра. Дети по очереди открывают пару картинок, называя изображения, например: «У меня 6 жирафов и 8 слонов». Или: « У меня 12 ромашек и 12 ромашек ». Задачи игры: развитие зрительной памяти, уточнение и активизация словаря по выбранной лексической теме, употребление существительного во множественном числе и родительном падеже, а также развитие волевых качеств, умение соблюдать правила игры.
Вариант 2 Этот вариант отличается от предыдущего тем, что на одной карточке из пары изображен 1 предмет, на другой – много. Ребёнок проговаривает, например: «чемодан - чемоданы». Коррекционная задача игры: дифференциация существительных единственного и множественного числа.
Вариант 3 «Кто у кого». В этом варианте на одной карточке из пары изображено взрослое животное, на другой – детёныш. Ребёнок проговаривает, например: «У лисы лисёнок, у курицы цыплёнок…» Коррекционная задача игры: развитие словаря по теме «Животные и их детёныши».
Вариант 4 Для игры понадобятся 9 карточек: 8 парных и 1 чистая. Карточки раскладывают на наборном полотне по 3 штуки в 3 ряда «рубашками» вверх. На «рубашках» геометрические фигуры (одинаковые, одного размера, но разные по цвету; разные фигуры, одного размера, одного цвета и т.д.). На лицевой стороне изображены предметы, названия которых начинаются, например, на «ш», «ж»,«щ»,«ч». Ход игры. Дети по очереди раскрывают карточки по инструкции логопеда: « Что изображено на карточке в левом столбике, в верхнем ряду? Открой. » Ребёнок открывает карточку и произносит название изображенного предмета на лицевой стороне. В остальном ход игры не отличается от предыдущих вариантов. Затем можно предложить детям придумать предложение по картинке, провести звукобуквенный анализ слова и т.д. В конце игры детям предлагается вспомнить, какая картинка на каком месте стояла. Задачи игры: развитие зрительного восприятия, зрительной памяти, пространственной ориентировки, дифференциация оппозиционных звуков. Вариант 5. Этот вариант отличается от предыдущего тем, что ребёнок сам просит открыть карточку: «Откройте, пожалуйста, карточку, которая находится в левом столбике, в верхнем ряду».
Вариант 6 Играют так же, но картинки не парные, а подобраны на один звук, например, на «щ». Задача игры автоматизация поставленного звука «щ».
Вариант 7 Ход игры такой же, как в случае с парными картинками, но на лицевой стороне написаны оппозиционные слоги разными цветами, разным шрифтом и размером. Задачи игры: дифференциация гласных 1 и 2 ряда, обозначение мягкости согласных на письме.
Вариант 8 Как в варианте 5, карточки не парные, а с написанными на них слогами, из которых позже дети составят слова.
Вариант 9 Не менее интересно использовать «Меморину» в электронном варианте, когда вместо наборного полотна детям предлагается интерактивная доска. При этом инструкцию даёт логопед, открывая карточки «по щелчку» с верхнего ряда, слева направо: « Какая фигура находится в левом столбике, верхнем ряду?» « Где находится серый квадрат?»
Литература 1. Архипенко Ф.Н. Игра в учебной деятельности младших школьников // Нач. школа, 1989, Гаврилова Т.П., Соколова О.В., Суслова А.В. Развивающие игры для детей с нарушением интеллекта. – Пермь: ПГПУ/ Центр развития образования г. Перми, Газман О.С., Харитонова Н.Е. В школу с игрой. - М.: «Просвещение», Дик Н.Ф. Настольная книга для учителей начальных классов. – Ростов – на – Дону, Завязкин О.В. Играя, развиваем память. – М.: ЗАО «Бао – пресс», Кульневич С.В. Воспитательная работа в начальной школе. – Ростов – на – Дону: ТЦ «Учитель», Минскин Е.М. Игры и развлечения в группе продлённого дня. – М.: «Просвещение, Русанов В.Н. Смекалка на досуге. – Пермь, Строганова Л.В. Уроки практической психологии в начальной школе. – М.: «Педагогическое общество России», Шмаков С.А. Игры – шутки, игры – минутки. – М., Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии / Т.В. Егорова. – М.: – 152 с. 12. Житникова Л.Н. Учите детей запоминать / Л.Н. Житникова. – М.: – 160 с. 13. Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей / Л.В. Черемошкина. – Ярославль: Академия развития, – 240 с. Размещено на Allbest.ru