И ГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ГР. «Е ЖЕВИЧКА »
З ВУКОВАЯ КУЛЬТУРА РЕЧИ Произносительные качества (звукопроизношение, дикция, и т.д.); Элементы звуковой выразительности речи (интонация, тембр и др.); Двигательные средства выразительности(мимика, жесты); Элементы культуры речевого общения (общая тональность, двигательные навыки в процессе разговора); Речевой слух и речевое дыхание
1. И ГРА : «П РО ДВУХ ЗАЙЧАТ » ЦЕЛЬ : активизировать знания детей о звуковом строении слова, совершенствовать умение произносить все звуки родного языка. Продолжать учить детей самостоятельно находить слова с разной длительностью звучания, с заданными звуками, находящимися в любой части слова. ХОД : педагог предлагает детям послушать рассказ про двух зайчат и просит помочь ему в поисках нужных слов.
"Однажды утром зайчата ЛУта и ЛуТА отправились в лес. Захотелось по лесу погулять, узнать, кто там живет, да посмотреть, нет ли поблизости речки, чтобы рыбу половить. Чтобы принести домой какую-нибудь рыбешку, ЛУта взял с собой то, что в названии имеет звук р (ведро), а ЛуТА взял с собой то, что в названии имеет звук у (удочку). Ласково пригревало солнышко. Зайчата шли-шли и вышли на тропинку, видят, из-под кустов кто- то выползает, а название его короткое, мало звуков, и среди них есть звук у. Кто же это? {Уж.) Поздоровались с ужом, пошли дальше Вскоре подошли к речке, стали рыбу ловить.
Вначале вытащили большую рыбу, в названии которой есть звук с (сом), затем стала попадаться рыба помельче, в названии ее также слышится звук с. Кто отгадал? (Сазан, ставрида...) е. Дома зайка-мама и заяц-папа накормили малышей вкусным обедом: название первого блюда начиналось со звука у (уха), на второе получили капусту, а на третье - любимое заячье лакомство, в названии его есть звук м (морковь). А потом малыши взяли игрушки: ЛУта - круглую, как шар, с коротким названием (мяч), а ЛуТА - игрушку, в названии которой есть, звук к. Что за игрушка, дети? (Кукла.) Верно, кукла. А имя своей кукле он подобрал со звуком о (Оля, Тома, Нонна...). Вот и вся история".
2. И ГРА : «К ТО БЫСТРЕЕ СОБЕРЕТ ВЕЩИ ?» Цель : Упражнять детей в дифференциации звуков с - ш. Игровой материал: Большая карта, посередине которой изображены 2 чемодана. По кругу нарисованы предметы одежды, в названиях которых есть звук с или ш (шуба, шапка, шляпа, ушанка, шарф, шаль; свитер, сарафан, сапоги, сандалии, костюм, рубашка).
Между предметами - кружки в количестве от одного до четырех; 2 фишки разного цвета, кубик с кружками на гранях (от одного до шести кружков); квадратики разного цвета (по 8-10) (квадратики могут быть с буквами с и ш ). Ход игры : Играют двое детей. Один ребенок должен собрать в чемодан вещи, в названиях которых есть звук с, другой - вещи со звуком ш. Дети поочередно бросают кубик и передвигают свою фишку на столько кружков, сколько их обозначено на верхней грани кубика. Если фишка попадет на предмет, который имеет в названии нужный ребенку звук, он кладет на свой чемодан картонный квадратик. Выигрывает тот, кто больше вещей соберет в свой чемодан (наберет больше квадратиков).
3. И ГРА : «Ц ЕПОЧКА СЛОВ » Цель: Упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах. Игровой материал: Карточки с предметными картинками (карандаш - шкаф - флажок - куст - топор- ракета - автобус -сук- ключ - чайник - кошка - ананас - сом - мак - крокодил- лук). Размер карточек для занятия 10 X 6 см. Карточки выкладываются на фланелеграфе. Для настольной игры размер карточек - 8 X 5 см.
Ход игры на занятии На столах у детей лежат карточки (одна на двоих). У воспитателя - карточка с изображением карандаша. Воспитатель объясняет: «Сегодня мы будем выкладывать цепочку из предметов. Наша цепочка начнется со слова карандаш. Следующим звеном цепочки будет слово, которое начинается с того звука, каким кончается слово карандаш. Кто из вас найдет предмет с таким названием у себя на картинке, подойдет к доске, присоединит свою картинку к моей и назовет свой предмет так, чтобы четко слышался последний звук в слове. Если вы, дети, найдете сразу два предмета, то приложит картинку тот, кто нашел ее первым. А оставшуюся картинку присоедините позже, когда снова потребуется для цепочки слово с таким звуком». Когда будет выложена вся цепочка (ее можно разместить на фланелеграфе по кругу), воспитатель предлагает детям хором называть предметы, начиная с любого указанного, слегка выделяя голосом первый и последний звуки в каждом слове.
4. У ПРАЖНЕНИЕ Цель: учить детей дифференцировать на слух и в произношении звонкие и глухие согласные; правильно подбирать слова с определенными звуками (упражнения на звукопроизношение, развитие фонематического восприятия). Наглядный материал: картинки с изображением предметов, названия которых начинаются со звонкого или глухого согласного.
Ход занятия: На столе перед каждым ребенком лежат две картинки. Примерный набор: санки зайцы, сапог звонок, собака замок, самолет зонт (для дифференциации звуков [с] и [з]); шуба жук, шарф жаба, шапка жираф, шкаф желудь ([ш] и [ж]); ваза флаг, валенки фартук, вагон фонарь ([в] и [ф]); курица гусь, кот галка, кошка голубь, картофель глобус ([г] и [к]); трава дрова, топор дом, тыква дыня, танк душ ([т] и [д]); банка пальто, булка платье, бублик пуговица, ботинки поезд ([б] и [п]). Воспитатель показывает две картинки (санки зонт). Дети говорят, что на них нарисовано. Потом определяют, какой звук первый в этих словах. Воспитатель предлагает послушать, как звучат звуки (звук [с] произносится глухо, а звук [з] звонко, при участии голоса). Далее он просит детей внимательно рассмотреть свои картинки и поднять руку тех, у кого есть картинки с изображением предметов, названия которых начинаются со звука [с]. Воспитатель спрашивает, как произносится звук [с], при участии голоса или нет. Дети отвечают. Аналогичные задания даются и в отношении слов, которые начинаются со звука [з]. Такая же работа проводится со звуками [ш] и [ж] и т.д.
5. П АЛЬЧИКОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ : «О ВОЩИ » Цель : развивать тонкую моторику рук, речевое дыхание, учить регулировать темп речи и закреплять произношение звука [р]. Наглядный материал : бусы. Инструкция : проговаривая строчку стихотворения необходимо откладывать бусину, держа четки в одной руке. Работают только большой, указательный, средний палец, а остальные держат четки.
Хозяйка однажды с базара пришла, Хозяйка с базара домой принесла: Картошку, капусту, морковку, горох, Петрушку и свеклу. Ох!... Вот овощи спор завели на столе - Что лучше, вкусней и нужней не земле: Картошка, капуста, морковка, горох, Петрушка иль свекла? Ох!... Хозяйка тем временем ножик взяла И ножиком этим крошить начала Картошку, капусту, морковку, горох, Петрушку и свеклу. Ох!... Накрытые крышкою, в душном горшке Кипели, кипели в крутом кипятке Картошка, капуста, морковка, горох, Петрушка и свекла. Ох!... И суп овощной оказался не плох!
В ОСПИТАНИЕ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЯВЛЯЕТСЯ НЕОБХОДИМЫМ УСЛОВИЕМ ПОЛНОЦЕННОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ.