Цели и задачи: - проверить усвоение изученного материала по разделу «Словообразование и орфография»; - закрепить знания о морфемах; - закрепить знания и умения по тем орфографическим правилам, которые связаны со словообразованием; - воспитывать интерес к русскому языку, развивать любознательность.
Работа с терминами. Что изучает морфемика? Назовите известные вам морфемы. Морфема – наименьшая значимая часть слова Приставка, корень, суффикс, окончание – это морфемы. Как найти окончание в слове?
Задание командам Из текста выписать слова, состав которых соответствует данным схемам: Корень, окончание; корень, суффикс, окончание; приставка, корень, суффикс, окончание. Над прудом поземка вьется, Тени длинные легли. И негреющего солнца Красный шар висит вдали. (Вл. Приходько).
Проверка. 1.прудом, шар, висит. 2.легли, длинные, солнца, красный. 3.поземка, негреющего.
Корни с чередованием гласных о - а Корень ПравилоИсключения -лаг-лож-О - перед Ж, А – перед Г Полог -кас-кос-А – перед суффиксом –а-, иначе – О -раст-ращ-рос-А – перед –ст, -щ, иначе - О Росток, ростовщик, Ростов, Ростислав, отрасль -гар-гор--гар – ударный, -гор – безударный -зар-зор-Без ударения – А, под ударением – то, что слышится Зоревать, птица зарянка
И – Е в корнях с чередованием И – перед суффиксом -а- Е – в остальных случаях -бир- собирать-бер- соберёт -дир- обдирать-дер- обдерёт -мир- замирать-мер- заметреть -тир- обтирать-тер- обтетреть -пир- запирать-пер- запетреть -жиг- выжигать-жег- выжег -стил- расстилать-стел- расстелить -блист- блистать-брест- брестеть -чит- вычитать-чет- вычет, но сочетать, сочетание
Задание командам 1. Учащиеся должны выписать слова с чередующимися гласными в корне, рядом записать слова с противоположным написанием, обозначить орфограммы. Сидеть, отпетреть, глядеть, загорать, половина, положение, косичка, коснуться, отрасти, росинка, обегать, зажигать, зори, зарисовать. 2. Вставить пропущенные буквы, обозначить орфограммы. Р…мстительный, заг…треть, зар…сил, р…сток, уг…рный газ, сл…жить, разл…жить, сл...гае мое, об...рать.
Проверка 1. Отпетреть – отпирать, загорать – загар, положение – полагать, коснуться – касаться, отрасти – отрос, зажигать – зажечь, зори - заря 2.Рамстительный, заготреть, заросил, росток, угарный газ, сложить, разложить, слагае мое, обирать.
Приставки пре- и при- Пре- В значении: «очень», «весьма», «через», «по-иному» (близка к приставке пере-) При- В значении: близости, присоединения, приближения, не полного действия, доведения действия до конца, сопутствующего действия Запомни! Прибаутка Примитивный Прибывать Принцесса Приведение Приоритет Привилегия Приохотить Призвание Притворщица Прилежание Притон Присмитреть Приурочить Пребывать Прельстить Превзойти Прелюдия Преграда Препираться Предание Преподнести Преемник Препятствие Президент Преставиться Презирать Претворять
Работа с доской 1) Прочитать слова. Назвать те, которые образованы приставочным способом: Пр…пятно Пр…рода Пр…спокойно Пр…шли Пр…вежливо Пр…чудливые
Проверка 1) Прочитать слова. Назвать те, которые образованы приставочным способом: Припятно Природа Преспокойно - приставочный Пришли - приставочный Привежливо Причудливые
Как образуются сложные слова? 1 с д 2 а о 3 м х 4 о 5 р л 6 а е 7 п т 1. Специалист по разведению садов. 2. Локомотив с паровым двигателем. 3. Канал для выхода дыма из тробы. 4. Русская народная игра-пляска. 5.Лес, поваленный бурей. 6.Бесплановое, стихийное совершение какого-нибудь дела, работы. 7. Огнестрельное оружие.
Проверка 1 с а д о в од 2 пар о в оз 3 д ы мо хо д 4 хо р ов о д 5 б ур ело м 6 самотек 7 п у л е мё т