ВЕБИНАР «Создание банка эффективных практик курса «Основы религиозных культур и светской этики» Елена Григорьевна Пригодич, руководитель Центра воспитания и гражданского образования КК ИПКиППРО, региональный координатор введения курса ОРКСЭ; Елена Ивановна Петрусенко, методист Центра воспитания и гражданского образования КК ИПКиППРО 27 января 2015 года
Программа вебинара 1. Направления формирования базы эффективных практик по курсу ОРКСЭ (Е.Г. Пригодич) 1. Проблематика результатов выбора модулей курса ОРКСЭ в период 2012 – 2014 годов (Е. И.Петрусенко) 2. Примерный регламент по обеспечению свободного добровольного информированного выбора обучающимися, родителями (законными представителями) модулей курса «ОРКСЭ» ( Е. Г.Пригодич) 1. Направления формирования базы эффективных практик по курсу ОРКСЭ (Е.Г. Пригодич) 1. Проблематика результатов выбора модулей курса ОРКСЭ в период 2012 – 2014 годов (Е. И.Петрусенко) 2. Примерный регламент по обеспечению свободного добровольного информированного выбора обучающимися, родителями (законными представителями) модулей курса «ОРКСЭ» ( Е. Г.Пригодич)
Направления формирования базы эффективных практик по курсу ОРКСЭ по плану мероприятий по изучению качества преподавания курса ОРКСЭ в регионах России Обеспечение добровольного информированного выбора обучающимися, родителями (законными представителями) модулей курса «Основы религиозных культур и светской этики» Лучший педагогический опыт преподавания курса ОРКСЭ Содержание рабочих программ по модулям курса ОРКСЭ Качество преподавания курса ОРКСЭ Обеспечение добровольного информированного выбора обучающимися, родителями (законными представителями) модулей курса «Основы религиозных культур и светской этики» Лучший педагогический опыт преподавания курса ОРКСЭ Содержание рабочих программ по модулям курса ОРКСЭ Качество преподавания курса ОРКСЭ
2. Проблематика результатов выбора модулей и практик преподавания курса ОРКСЭ в период 2012 – 2014 годов
В основе исследования : выбор модулей курса «Основы религиозных культур и светской этики» родителями и обучающимися 3-х классов общеобразовательных организаций Красноярского края для изучения в учебном году. результаты анкетирования родителей обучающихся 4-х классов (лиц их заменяющих) В основе исследования : выбор модулей курса «Основы религиозных культур и светской этики» родителями и обучающимися 3-х классов общеобразовательных организаций Красноярского края для изучения в учебном году. результаты анкетирования родителей обучающихся 4-х классов (лиц их заменяющих) Для сравнительного анализа были взяты результаты мониторинга за учебный год.
Сводная диаграмма выбор модулей ОРКСЭ
Выбор модулей ОРКСЭ в Красноярском крае на учебный год
Тенденции в выборе модуля: «Основы православной культуры» в ОО муниципальных территориях
Результаты анкетирования родителей учащихся 4-х классов В анкетировании приняли участие 2296 родителей (лиц их заменяющих) из 45 муниципальных территорий Красноярского края Было задано 7 вопросов, один из которых: «Что повлияло на Ваш выбор именно этого модуля курса?»
уклад жизни семьи, семейные традиции интерес ребёнка к изучению именно этого модуля курса мнение классного руководителя или других педагогов пожелание руководства школы рекомендации родителей школьников разъяснительные беседы представителей религиозных организаций другое затрудняюсь ответить уклад жизни семьи, семейные традиции интерес ребёнка к изучению именно этого модуля курса мнение классного руководителя или других педагогов пожелание руководства школы рекомендации родителей школьников разъяснительные беседы представителей религиозных организаций другое затрудняюсь ответить
уклад жизни семьи, семейные традиции 35,4% интерес ребёнка к изучению именно этого модуля курса 30,4% мнение классного руководителя или других педагогов 8,9% другое 8,7% рекомендации родителей школьников 6,1% затрудняюсь ответить 5,8% пожелание руководства школы 2,3% разъяснительные беседы представителей религиозных организаций 2,1%
Мониторинг эффективности введенного в общеобразовательных организациях комплексного учебного курса ОРКСЭ при реализации третьего этапа комплексного учебного курса ОРКСЭ. Мониторинг эффективности введенного в общеобразовательных организациях комплексного учебного курса ОРКСЭ при реализации третьего этапа комплексного учебного курса ОРКСЭ год
ФГАОУ АПКиППРО (федеральный оператор) Разрабатывает: Программу мониторинга эффективности введенного в общеобразовательных организациях комплексного учебного курса ОРКСЭ при реализации третьего этапа в 85 субъектах Российской Федерации, включающую критерии и параметры мониторинга, требования к проведению мониторинга, к участникам мониторинга и оценке результатов; Рекомендации для педагогических работников общеобразовательных организаций и специалистов органов местного самоуправления по организации выбора модулей комплексного учебного курса ОРКСЭ и их сопровождению. Разрабатывает: Программу мониторинга эффективности введенного в общеобразовательных организациях комплексного учебного курса ОРКСЭ при реализации третьего этапа в 85 субъектах Российской Федерации, включающую критерии и параметры мониторинга, требования к проведению мониторинга, к участникам мониторинга и оценке результатов; Рекомендации для педагогических работников общеобразовательных организаций и специалистов органов местного самоуправления по организации выбора модулей комплексного учебного курса ОРКСЭ и их сопровождению.
Анкетирование родителей обучающихся 4-х классов на специализированном сайте о добровольности выбора модулей ОРКСЭ (январь) Анализ содержания рабочих программ по модулям курса ОРКСЭ с участием МО по курсу ОРКСЭ (февраль) Анализ дополнительных профессиональных программ повышения квалификации педагогов курса ОРКСЭ (март) Анкетирование родителей обучающихся 4-х классов на специализированном сайте о добровольности выбора модулей ОРКСЭ (январь) Анализ содержания рабочих программ по модулям курса ОРКСЭ с участием МО по курсу ОРКСЭ (февраль) Анализ дополнительных профессиональных программ повышения квалификации педагогов курса ОРКСЭ (март)
Январь, февраль, март Анализ учебно-методических комплектов по курсу ОРКСЭ из федерального перечня учебников, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. 253 Анализ планов мероприятий по обеспечению свободы выбора одного из модулей комплексного учебного курса ОРКСЭ на 2015 год в субъектах Российской Федерации Анализ учебно-методических комплектов по курсу ОРКСЭ из федерального перечня учебников, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. 253 Анализ планов мероприятий по обеспечению свободы выбора одного из модулей комплексного учебного курса ОРКСЭ на 2015 год в субъектах Российской Федерации
Комплексное исследование качества преподавания в общеобразовательных организациях комплексного учебного курса ОРКСЭ (в субъектах – октябрь-декабрь 2015 г.) В мониторинге участвуют 85 субъектов Российской Федерации. Представление ежеквартальных аналитических и иных материалов ( в Департамент государственной политики в сфере общего образования ) В мониторинге участвуют 85 субъектов Российской Федерации. Представление ежеквартальных аналитических и иных материалов ( в Департамент государственной политики в сфере общего образования )
Участники мониторинга Специалисты региональных органов управления образованием Специалисты муниципальных органов управления образованием Руководители образовательных организаций Учителя, преподающие комплексный учебный курс ОРКСЭ Учащиеся 4-6-х кл. и их родители (или лица, заменяющие их). Специалисты региональных органов управления образованием Специалисты муниципальных органов управления образованием Руководители образовательных организаций Учителя, преподающие комплексный учебный курс ОРКСЭ Учащиеся 4-6-х кл. и их родители (или лица, заменяющие их).
Содержание регионального мониторинга (Красноярсий край) Выявление лучших практик, возможных трудностей и недостатков при реализации комплексного учебного курса ОРКСЭ, инновационной составляющей в преподавании курса 4 направления: Анализ Выбора модулей курса Лучшие рабочие программы по модулям курса Лучшие методические разработки уроков ( участие в конкурсе «За нравственный подвиг учителя») Анализ итоговых уроков по курсу ( представление лучших практик) Выявление лучших практик, возможных трудностей и недостатков при реализации комплексного учебного курса ОРКСЭ, инновационной составляющей в преподавании курса 4 направления: Анализ Выбора модулей курса Лучшие рабочие программы по модулям курса Лучшие методические разработки уроков ( участие в конкурсе «За нравственный подвиг учителя») Анализ итоговых уроков по курсу ( представление лучших практик)
Содержание мониторинга Формирование базы данных для распространения лучшего педагогического опыта по районам Красноярского края Формирование базы данных для распространения лучшего педагогического опыта по районам Красноярского края
Проведение Всероссийской конференции по итогам реализации проекта с участием специалистов органов управления образованием регионального и федерального уровней, специалистов и работников образовательных организаций различных уровней (из 85 субъектов РФ; июнь 2015 г.). Проведение Всероссийской конференции по итогам реализации проекта с участием специалистов органов управления образованием регионального и федерального уровней, специалистов и работников образовательных организаций различных уровней (из 85 субъектов РФ; июнь 2015 г.).
Центр воспитания и гражданского образования Адрес: , г.Красноярск, проспект Мира д.76, ауд Тел/факс (391) Пригодич Елена Григорьевна – Петрусенко Елена Ивановна – Костюченко Юлия Александровна – Адрес: , г.Красноярск, проспект Мира д.76, ауд Тел/факс (391) Пригодич Елена Григорьевна – Петрусенко Елена Ивановна – Костюченко Юлия Александровна –