МАДОУ «Детский сад 9 «Журавлик» компенсирующего вида» Составитель: учитель-дефектолог Дружинина И. А.
Основные направления работы с детьми с аутизмом: 1. Установление эмоционального контакта и выработка продуктивных форм взаимодействия; 2. Построение на их основе программы социально- бытовой адаптации, а также систематическая работа с родителями, обучение их эффективному лечебно- педагогическому поведению в домашних условиях; 3. Подготовка к школе, включающая освоение им новой социальной роли ученика, элементарных навыков письма, счета, чтения, работу по развитию внимания, памяти, воображения, общей и тонкой моторики, выявление и развитие творческих способностей детей, развитие речи и коммуникативных навыков.
Психолого-педагогические методы и формы коррекционной работы с аутичными детьми: -Applied behavior analysis, ABA, или Модификация поведения; - Floor Time (игровое время); -Развитие межличностных отношений, РМО (Relationship Development Intervention, RDI); - Методика TEACCH (Treatment and Education for Autistic and related Communication handicapped Children); -Сенсорная интеграция; -Песочная терапия; -Анималотерапия; -Метод совместного рисования.
Этапы логопедической работы (Нуриева Л. Г.): 1. Первичный контакт; 2. Работа над первичными учебными навыками; 3. Работа над указательным жестом и жестами «да» и «нет»; 4. Обучение чтению.
Виды логопедической работы: -Тренинг с использованием запахов; -Развития артикуляторного праксиса; - Работа над структурой простого предложения; - Формирование грамматического строя речи; - Работа над расширением фразы, над естественным звучанием голоса; - Формирование монологической речи
Глобальное чтение: -Чтение автоматизированных энграмм (имя ребенка, имена его близких, клички домашних животных); -Чтение слов; -Понимание письменных инструкций; -Чтение предложений; Слоговое чтение: -Чтение слоговых таблиц из открытых слогов; -Чтение слоговых таблиц, составленных из слогов закрытого типа; -Чтение слоговых таблиц, где буквы написаны на значительном расстоянии (1015 см) друг от друга; Аналитико- синтетическое чтение: -Лото для определения первого, последнего звуков (картинки+буквы); -«Рыбалка» с буквами; -Подбор картинок на заданные звуки. Обучение чтению
Чтение слов: мяч кукла Понимание письменных инструкций: Покажи нос Подойди к окну Покажи руки Подойди к шкафу Чтение предложений: Кошка идёт Кошка сидит Кошка лежит Глобальное чтение
Слоговое чтение фафофуфи Чтение слоговых таблиц открытых слогов (принцип лото) Чтение слоговых таблиц, составленных из слогов закрытого типа У Н М К Чтение слоговых таблиц, где буквы написаны на значительном расстоянии (1015 см) друг от друга н______ам______о
Аналитико-синтетическое чтение Лото для определения первого, последнего звуков Подбор картинок на заданные звуки АБ
Литература: 1. Никольская О.С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. «Аутичный ребенок. Пути помощи» 2. Нуриева Л. Г. «Развитие речи у аутичных детей» 3. Роберт Шрамм «Детский аутизм и АВА. АВА: терапия, основанная на методах прикладного анализа поведения» 4. Янушко Е. А. «Игры с аутичным ребенком»