Материал подготовлен студенткой магистратуры Якимовой Марией
Биография - АРИСТОТЕЛЬ ( до н. э.) Аристотель, древнегреческий философ и ученый, родился в 384 г. до н. э. в Стагире (греческая колония), в семье придворного врача. Рано потеряв родителей, он отправился сначала в Атарней (Малая Азия) затем в Афины, где прожил 20 лет. Там, под влиянием лекций и сочинений Платона, очень скоро основал собственную философскую школу, враждебную академии Платона. В 343 г. до н. э. по приглашению македонского царя Филиппа II Аристотель становится учителем молодого наследника престола, 13-летнего царевича Александра будущего Александра Македонского. В 334 г. до н. э. Аристотель переехал в Афины и основал там свою школу Лицей. После смерти Александра Македонского, обвиненный в безбожии, 62-летний Аристотель покинул Афины. Спустя несколько месяцев умер от болезни желудка в 322 г. до н. э.
Высказывания, цитаты и афоризмы Apистотеля: Учителя, которым дети обязаны воспитанием, почтеннее, чем родители: одни дарят нам только жизнь, а другие добрую жизнь. Учителя, которым дети обязаны воспитанием, почтеннее, чем родители: одни дарят нам только жизнь, а другие добрую жизнь. Природа дала человеку в руки оружие интеллектуальную моральную силу, но он может пользоваться этим оружием и в обратную сторону, поэтому человек без нравственных устоев оказывается существом и самым нечестивым и диким, низменным в своих половых и вкусовых инстинктах. Природа дала человеку в руки оружие интеллектуальную моральную силу, но он может пользоваться этим оружием и в обратную сторону, поэтому человек без нравственных устоев оказывается существом и самым нечестивым и диким, низменным в своих половых и вкусовых инстинктах. Хвалить людей в лицо признак лести. Хвалить людей в лицо признак лести. Жизнь требует движения. Жизнь требует движения.
Философское учение Аристотеля: Физика наука о движении, которое возможно благодаря онтологическому различию между силой и энергией. Метафизика учение о первой принципах бытия или первая философия. Первоначал четыре: Материя «то, из чего». Бесформенная материя представляет собой небытие. Первичнооформленная материя выражена в виде пяти первоэлементов: вода, земля, воздух, огонь и эфир (небесная субстанция). Форма «то, что». Сущность вещей. Действующая причина (начало) «то, откуда». Началом всех начал является Бог. Цель «то, ради чего». Высшей целью является Благо.
Материя и форма Материя многообразие вещей, существующих объективно; материя вечна, несотворима и неуничтожима; она не может возникнуть из ничего, увеличиться или уменьшиться в своём количестве; она инертна и пассивна. Форма это стимул и цель, причина становления многообразных вещей из однообразной материи. Создает формы разнообразных вещей из материи Бог (или ум- серводвигатель). Аристотель подходит к идее единичного бытия вещи, явления: оно представляет собою слияние материи и формы.
Акт и потенция Акт и потенция (действительность и возможность): акт («энергия») деятельное осуществление чего- либо; потенция сила способная к такому осуществлению.
Аристотель создал (от материи как возможности к образованию единичных форм бытия и далее): Аристотель создал иерархию уровней всего сущего (от материи как возможности к образованию единичных форм бытия и далее): неорганические образования (неорганический мир). неорганические образования (неорганический мир). мир растений и живых существ. мир растений и живых существ. мир различных видов животных. мир различных видов животных. человек. человек.
История философии Аристотель утверждал, что философия появляется на основе «» знаний, выходящих за рамки чувств, навыков и опыта. Так эмпирические знания в области исчисления, здоровья человека, природных свойств предметов явились не только зачатками наук, но и теоретическими предпосылками возникновения философии. Аристотель выводит философию из зачатков наук. Аристотель утверждал, что философия появляется на основе «эпистемы» знаний, выходящих за рамки чувств, навыков и опыта. Так эмпирические знания в области исчисления, здоровья человека, природных свойств предметов явились не только зачатками наук, но и теоретическими предпосылками возникновения философии. Аристотель выводит философию из зачатков наук. Философия это система научных знаний. Философия это система научных знаний. Философские знания разделены Аристотелем на метафизику, логику, этику, физику, историю, эстетику… Философские знания разделены Аристотелем на метафизику, логику, этику, физику, историю, эстетику…
Бытие живая субстанция, характеризующаяся специальными принципами или четырьмя началами (условиями) бытия: каждая вещь есть, на который мы обращаем свое внимание (принцип материальности, или фактической данности вещи); каждая вещь есть самостоятельный факт, на который мы обращаем свое внимание (принцип материальности, или фактической данности вещи); каждый объект обладает, части которой соотнесены друг с другом (знаменитая аристотелевская концепция активной формы); каждый объект обладает структурой, части которой соотнесены друг с другом (знаменитая аристотелевская концепция активной формы); каждая вещь обязательно указывает на свое (принцип причинности); каждая вещь обязательно указывает на свое происхождение (принцип причинности); каждая вещь имеет свое определенное (принцип цели). каждая вещь имеет свое определенное назначение (принцип цели).
Теория познания и логики у Аристотеля имеет своим предметом бытие. Познание у Аристотеля имеет своим предметом бытие. Основа опыта в ощущениях, в памяти и в привычке. Любое знание начинается с : оно есть то, что способно принимать форму чувственно воспринимаемых предметов без их материи; же усматривает общее в единичном. Основа опыта в ощущениях, в памяти и в привычке. Любое знание начинается с ощущений: оно есть то, что способно принимать форму чувственно воспринимаемых предметов без их материи; разум же усматривает общее в единичном. Однако с помощью одних только ощущений и восприятий приобрести научное знание нельзя, потому что все вещи имеют изменчивый и переходящий характер. Формами истинно научного знания являются понятия, постигающие сущность вещи. Однако с помощью одних только ощущений и восприятий приобрести научное знание нельзя, потому что все вещи имеют изменчивый и переходящий характер. Формами истинно научного знания являются понятия, постигающие сущность вещи. Детально и глубоко разобрав теорию познания, Аристотель создал труд по, который сохраняет своё непреходящее значение и поныне. Здесь он разработал теорию и его формы,, и. Детально и глубоко разобрав теорию познания, Аристотель создал труд по логике, который сохраняет своё непреходящее значение и поныне. Здесь он разработал теорию мышления и его формы, понятия, суждения и умозаключения. Аристотель является и основоположником логики. Аристотель является и основоположником логики.
Цель науки Аристотель видел в полном определении предмета, достигаемом только путем соединения дедукции и индукции: знание о каждом отдельном свойстве должно быть приобретено из опыта; знание о каждом отдельном свойстве должно быть приобретено из опыта; убеждение в том, что это свойство существенное, должно быть доказано умозаключением особой логической формы категорическим силлогизмом. убеждение в том, что это свойство существенное, должно быть доказано умозаключением особой логической формы категорическим силлогизмом.
Аристотель сформулировал логические законы: понятие должно употребляться в одном и том же значении в ходе рассуждений; закон тождества понятие должно употребляться в одном и том же значении в ходе рассуждений; «не противоречь сам себе»; закон противоречия «не противоречь сам себе»; «А или не-А истинно, третьего не дано». закон исключенного третьего «А или не-А истинно, третьего не дано».
Человек Для Аристотеля это прежде всего общественное или политическое существо («политическое животное»), одарённое речью и способное к осознанию таких понятий как и, и, то есть нравственными качествами. Для Аристотеля человек это прежде всего общественное или политическое существо («политическое животное»), одарённое речью и способное к осознанию таких понятий как добро и зло, справедливость и несправедливость, то есть нравственными качествами.
Космология Аристотеля Аристотель учил, что, являющаяся, шарообразна. Аристотель учил, что Земля, являющаяся центром Вселенной, шарообразна. Доказательство шарообразности Земли Аристотель видел в характере, при которых тень, бросаемая Землёй на Луну, имеет по краям кругловатую форму, что может быть только при условии шарообразности Земли. Доказательство шарообразности Земли Аристотель видел в характере Лунных затмений, при которых тень, бросаемая Землёй на Луну, имеет по краям кругловатую форму, что может быть только при условии шарообразности Земли. Ссылаясь на утверждения ряда античных математиков, Аристотель считал окружность Земли равной. Ссылаясь на утверждения ряда античных математиков, Аристотель считал окружность Земли равной 400 тыс. стадий. первым доказал шарообразность и Луны на основе изучения её фаз. первым доказал шарообразность и Луны на основе изучения её фаз. Его сочинение «Метеорология» явилось одной из первых работ по. Его сочинение «Метеорология» явилось одной из первых работ по физической географии.
Идеализм Аристотеля получает в его учении о мирах окончательное оформление: «», то есть область между орбитой Луны и центром Земли, есть область беспорядочных неравномерных движений, а все тела в этой области состоят из четырёх низших элементов: земли, воды, воздуха и огня. Земля как наиболее тяжёлый элемент занимает центральное место. Над ней последовательно располагаются оболочки воды, воздуха и огня. «Подлунный мир», то есть область между орбитой Луны и центром Земли, есть область беспорядочных неравномерных движений, а все тела в этой области состоят из четырёх низших элементов: земли, воды, воздуха и огня. Земля как наиболее тяжёлый элемент занимает центральное место. Над ней последовательно располагаются оболочки воды, воздуха и огня. «», то есть область между орбитой Луны и крайней сферой неподвижных звёзд, есть область вечноравномерных движений, а сами звёзды состоят из пятого, совершеннейшего элемента. «Надлунный мир», то есть область между орбитой Луны и крайней сферой неподвижных звёзд, есть область вечноравномерных движений, а сами звёзды состоят из пятого, совершеннейшего элемента эфира. Эфир (пятый элемент или quinta essentia) входит в состав звёзд и неба. Это божественный, нетленный и совершенно непохожий на другие четыре элемента. Эфир (пятый элемент или quinta essentia) входит в состав звёзд и неба. Это божественный, нетленный и совершенно непохожий на другие четыре элемента. Звёзды, по Аристотелю, неподвижно укреплены на небе и обращаются вместе с ним, а «блуждающиеся светила» (планеты) движутся по семи концентрическим кругам. Причиной небесного движения является Бог. Звёзды, по Аристотелю, неподвижно укреплены на небе и обращаются вместе с ним, а «блуждающиеся светила» (планеты) движутся по семи концентрическим кругам. Причиной небесного движения является Бог.
Логика (Органон) Категории / Κατηγορι ν / Categoriae Об истолковании / Περ ρμηνείας / De Interpretatione Первые аналитики / ναλυτικά πρότερα / Analytica Priora Вторые аналитики / ναλυτικά στερα / Analytica Posteriora Топика / Τοπικ ν / Topica О софистических опровержениях / Περ τ ν σοφιστικ ν λέγχων / De Sophisticis Elenchis