Использование элементов методики «Педагогика + ТРИЗ» на уроках в начальной школе. Учитель Макогон О.В.
Т Р И З в а н н о з т а р в е н ч и р и е т е я с и с т е в о
Задача: помочь детям увидеть многогранность окружающего мира, его противоречивость и закономерность.
Цель: формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности.
организатор самореализация мысли деятельности в творчестве УЧИТЕЛЬУЧЕНИК
Игры на развитие творческого мышления.
Игра 1 «Вопросы инопланетянина» «Инопланетянин» выбирает любой предмет в классе, сделанный руками человека, и должен поставить как можно больше вопросов, которые мог бы задать, решив сделать такой же предмет на своей планете. На поставленные им вопросы отвечают ученики класса по командам, образуемым по рядам или иному принципу(мальчики-девочки). Задача инопланетянина постараться поставить перед ними как можно больше таких вопросов, которые не задал бы землянин. Например, если предмет сделан из дерева, то инопланетянин, не зная что это такое, задает вопрос: « Что такое дерево?» (или что такое фанера, стекло,станок, буква и т.п.) Кол-во вопросов и правильных, остроумных ответов фиксирует судейская команда. Выигрывает та команда, которая набрала большее кол-во очков. Игра развивает речь, мышление, находчивость.
Игра 2 «Любопытный покупатель» В магазин помещают игрушки, каждой из которых назначают цену в виде кол-ва вопросов, которые надо задать по поводу этой игрушки продавцу. Например, одна игрушка стоит 5 вопросов, другая-7 и пр. На каждый вопрос отводится небольшое кол-во времени. Задача-научить быстро и четко ставить вопросы.
Игра 3 «Графические задания» Рисуночные тесты служат средством диагностики и развития изображения и творчества. Основные из них- следующего типа. 1. Наполнение однородных фигур. Ученики рисуют осмысленных предметов. Развивает творческое воображение, широту мышления. 2. Рисунок несуществующего животного с дальнейшими описаниями, где он живет, чем питается, как передвигается и пр. 3. Графическое изображение пройденных понятий, правил, а также плохих и хороших качеств человека.
Игра 4 «Лови ошибку» Объясняя материала, учитель намеренно допускает ошибки.
Игра 5 «Отсроченная отгадка. В начале урока учитель дает загадку(удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыто на уроке при работе над новым материалом. Написал задачу и дал 10 мин. На ее решение (в условии ошибка, ее должны определить дети). Текст. Исправить ошибки(грамматические или по содержанию).
Игра 6 «Подача домашнего задания» 1. *Почта* дежурный в конце уроков раздает конверты с домашним заданием. 2. *Лотерея* ученики достают номера домашнего задания. 3. Решить пример и ответ будет стр.(или ) домашнего задания.
Игра 7 «Введите роль» Фома неверующий, спонсор знаний, адвокат, психолог, почемучка,хранитель.
Игра 8 «Светофор» Красный цвет- « Я знаю!» («Я понял!»), зеленый не знаю- («Не понял!»).
Игра 9 «Каждому своя делянка» 1. Каждый ученик получает свой вариант контрольной. 2. Под контрольной работой, кол-во ошибок, а ученик должен их сам найти и исправить.
Игра 10 «Да-нетка» Учитель показывает пример (предложение с выделенными частями речи или членами предложения и т. п.),а дети должны с помощью сигнальных карточек (зелёный и красный цвет ) показать, что они согласны с выполненным заданием или нет. Можно использовать хлопки и другие действия.