ПРЕЦЕДЕНТНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ ФЕНОМЕНЫ И СХОДНЫЕ С НИМИ ЯВЛЕНИЯ В РЕЧИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ Работу выполнили ученицы 10 а класса ГБОУ гимназии 1570 Гущина Екатерина и Федяева Дарья Научный руководитель: Корнеева Маргарита Геннадьевна
Цель: выяснить роль прецедентной лексики в жизни людей.
Задачи: 1. Проанализировать источники 2. Сформулировать цель и гипотезу 3. Составить план работы 4. Выяснить, какие типы прецедентной лексики существуют 5. Провести опрос 6. Выяснить, какова роль прецедентов в жизни учащихся 7. Подготовить презентацию по данной теме 8.Выяснить, подтвердилась наша гипотеза или нет 9. Сделать выводы
План исследования: 1. Проанализировать источники 2. Сформулировать цель, задачи и гипотезу 3. Проработать теоретическую часть 4. Выяснить, какие типы прецедентной лексики существуют 6. Выяснить, какова роль прецедентов в жизни учащихся 7.Подготовить, презентацию по данной теме 8.Выяснить, подтвердилась наша гипотеза или нет 9. Сделать выводы
Методы исследования: - метод обзорно-аналитического изучения литературы по теме - опрос и интервьюирование - сбор и систематизация эмпирических материалов - анализ и интерпретация полученных данных - анкетирование и метод наблюдения.
Прецедентный феномен – лексика, значимая для той или иной личности в познавательном и эмоциональном отношениях, имеющая сверхличностный характер
Прецедентная лексика играет огромную роль в межкультурной коммуникации. Изучение мира носителей языка направлено на то, чтобы помочь понять особенности речеупотребления, дополнительные смысловые нагрузки
придание дополнительной экспрессии тому, что хочет выразить автор. Они усиливают выразительность речи, придают остроту, углубляют содержание, помогают найти путь к сердцу слушателя, завоевать его расположение
Примеры: Мужчина в полном расцвете сил Пирамида Хеопса Богиня Гера Квадрат Малевича Древняя Русь Быть или не Быть Не дай себе засохнуть и т.д.
Что влияет на появление прецедентов: 1. Национальная (этническая) среда 2. Социальная среда 3. Интернациональная среда
Художественные фильмы Мультфильмы Песни Реклама СМИ Жизненные ситуации Люди Книги
Нашу группу заинтересовала проблема функционирования ПФ. Сначала в молодёжной речи, а потом шире.
Речь разных социальных групп различается набором прецедентных выражений
1) Прецедентные Языковые феномены плохо известны членам того или иного социума. 2) Велика роль школьного образования и семьи в знании учениками прецедентных феноменов. 3) Старшеклассники знают фразеологизмы, их лексическое значение и умело используют их в речи. 4) Насыщение речи прецедентами делает ее необычной, уникальной, интересной для слушателей, повышает социальный статус и самооценку говорящего
Ученицы 10 а класса гимназии 1570 Федяева Дарья Гущина Екатерина Руководитель проекта: Корнеева Маргарита Геннадьевна