Выпускная квалификационная работа Дифференцированный подход на уроках русского языка как средство повышения качества образования Выполнила: Плотникова О.Г. (учитель русского языка и литературы)
Актуальность исследования Перед современной школой встает такая проблема: как сделать урок эффективным и интересным; как не только передать определённые знания, но и воспитать у школьника потребность в самообразовании; как преодолеть перегрузки учеников. Традиционные формы работы не дают должных результатов, не эффективны, так как работа на уроках проводится в основном на среднего ученика, сильное и слабое звено упускается, талантливые дети не развиваются, в результате – успеваемость и качество знаний учащихся недостаточно высокие.
Цель исследования Цель исследования в теоретическом плане состоит в разработке уровневой системы обучения русскому языку, направленной на повышение качества преподавания предмета, в практическом плане – в создании методического обеспечения процесса уровневого обучения.
Исследователи М.В.Кларин, Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Г.И. Щукина, А.А.Бодалев, А.Н.Леонтьев,Л.И.Божович,Т.Н.Мальковская, К.Д.Радина,Л.С.Славинова, К.М. Гуревич, С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Богоявленский, И.В. Дубровина, З.А. Калмыкова, В.А. Крутецкий, Н.А. Менчинская)
Этапы исследования I этап - (2011 год) изучение разработанности проблемы в специальной литературе II этап - ( годы) разработана, экспериментально проверена и скорректирована система уровневых упражнений, направленных на развитие мышления и речи учащихся, становление и укрепление положительного отношения к учению III - этап (2012 год) на основе теоретического осмысления и практического апробирования созданной системы уровневых упражнений по русскому языку обобщены и описаны результаты исследования.
Формы и методы работы на уроке с применением дифференцированного подхода Объяснение материала на повышенном уровне, затем на более доступном; Дополнительные вопросы; Задания на выбор; Деление класса на подгруппы при выполнении анализа контрольной работы; Подбор дифференцированных домашних заданий; Работа по индивидуальным карточкам.
Орфографическая работа на основе словарных диктантов Словарный диктант с «фотографированием»; Словарный диктант с продолжением; Словарный диктант с грамматическими заданиями; Словарный диктант с самопроверкой; Словарный диктант с элементами игры; Словарный диктант с обобщением.
Организация профильной дифференциации Проблема школы – нет возможности выделить полноценные профильные классы Решение проблемы - использовать модель уровневой дифференциации при изучении профильных предметов с гибким учебным планом.
Этапы составления учебного плана формирование списка учебных предметов и курсов, предлагаемых учащимся составление индивидуальных учебных планов учащихся составляется учебный план школы и расписание занятий
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН учащейся 10 класса Худяковой Ирины на 2011 –2012 учебный год Компонент Учебные курсы Образовательные компоненты Количество часов Федеральный Базовые общеобразовательные Литература 3 Английский язык 3 Информатика 1 История 2 Обществознание 2 География 1 Физика 2 Биология 1 Химия 1 Технология 1 Физическая культура 3 ОБЖ1 Профильные Русский язык 3 Математика 6 Региональный Обязательная нагрузка 30 Школьный Выбор из предложенных 3 Элективные Работа с текстом 1 Нестандартные задачи по математике 1 Практикум по экономике 1 33
При переходе на ИУП школа решает следующие задачи: максимальное удовлетворение образовательных запросов учащихся; реализацию права учащихся на свободный выбор; реализацию творческого потенциала учащихся; повышение степени ответственности учащихся за свой выбор; активизацию взаимодействия участников образовательного процесса; обеспечение необходимого уровня универсализации образования; сохранение контингента в старшем звене; повышение конкурентоспособности учебного заведения.
Мониторинг качества знаний по русскому языку за 2009,2010,2011 г.
Спасибо за внимание!