Употребление глаголов в речи 6 класс Учитель: Кукина Э.В. Учитель: Кукина Э.В. МБОУ СОШ с.Казинка
Отгадайте загадку: Что без меня предметы? Лишь названья. А я приду – всё в действие придёт. Летит ракета, Люди строят зданья, Цветут сады, И рожь в полях растет. Что без меня предметы? Лишь названья. А я приду – всё в действие придёт. Летит ракета, Люди строят зданья, Цветут сады, И рожь в полях растет.
О каких предметах идет речь? Летит – молчит, лежит – молчит, когда умрёт, тогда заревёт. Летит – молчит, лежит – молчит, когда умрёт, тогда заревёт. Текло, текло и легло под стекло. Текло, текло и легло под стекло. Весной веселит, летом прохлаждает, осенью пи тает, зимой согревает. Весной веселит, летом прохлаждает, осенью пи тает, зимой согревает.
Глагол - необыкновенная часть речи. Необыкновенна она уже своим названием. Слово глагол заимствовано из старославянского языка, где оно имело значение «слово, речь», и в этом значении встречается в поэзии А.С.Пушкина, А.Плещеева, А. Толстого, Н.Огарёва. Известны пушкинские строки из стихотворения «Пророк»: Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей. Необыкновенна эта часть речи и тем, что обозначает действие, о чём восхищённо сказал писатель А.Югов: Необыкновенна эта часть речи и тем, что обозначает действие, о чём восхищённо сказал писатель А.Югов: «Глагол- самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола- выражать само действие!»
Глагол обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий, сопровождающих человека, и разнообразных аспектов его деятельности (трудовой, социальной, экономической, научной, общественной, политической, культурной и т. д.) По частоте употребления глагол занимает второе место (после существительных). В общий частотный список из 9 тысяч слов входит 2500 глаголов. Самыми частотными являются: быть, мочь, сказать, говорить, знать, стать, видеть, хотеть, видать, думать, работать, любить и т.д.. Нужно отметить ещё одну особенность, резко отличающую глагол от имени существительного: он обладает вдвое большим количеством грамматических признаков. Глагол обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий, сопровождающих человека, и разнообразных аспектов его деятельности (трудовой, социальной, экономической, научной, общественной, политической, культурной и т. д.) По частоте употребления глагол занимает второе место (после существительных). В общий частотный список из 9 тысяч слов входит 2500 глаголов. Самыми частотными являются: быть, мочь, сказать, говорить, знать, стать, видеть, хотеть, видать, думать, работать, любить и т.д.. Нужно отметить ещё одну особенность, резко отличающую глагол от имени существительного: он обладает вдвое большим количеством грамматических признаков.
Он эн…ргичен, мног…лик – Глагол. Он действовать пр..вык. Необходим он – Вот в чём соль. Я гов…рю, ему Глаголь! (А. Татьяничева.) Он эн…ргичен, мног…лик – Глагол. Он действовать пр..вык. Необходим он – Вот в чём соль. Я гов…рю, ему Глаголь! (А. Татьяничева.)
Чудная картина, Как ты мне р…дна: Белая равнина, Полная луна, Свет с небес высоких, И бл…стящий снег, И саней д…леких Од…нокий бег. (А.Фет)
(На) дворе гуля…т (не) погодь, Ноч(?) стоит темным (темна), И совою пучеглазою Из(за) туч(?) гл…дит луна. (Под) окошком ветви яблони Так и ходят ходуном, И березка (с)дубом шепч…тся, Как (со) старым колдуном. (П. Комаров)
Словарная работа Пейзаж - рисунок, картина, изображающая природу. пейзажный пейзажист
Проверьте! 1. Чудная картина, Как ты мне родна: Белая равнина, Полная луна, Свет с небес высоких, И блестящий снег, И саней далеких Одинокий бег. 2. На дворе гуляет непогода, Ночь стоит темным-темна, И совою пучеглазою Из-за туч глядит луна. Под окошком ветви яблони Так и ходят ходуном, И березка с дубом шепчется, Как со старым колдуном.
- Укажите глаголы, употребленные в переносном значении. Найдите олицетворения. Укажите глаголы, употребленные в переносном значении. Найдите олицетворения. Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя, То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя. (А. Пушкин)
Не ветер бушует над бором, Не с гор побежали ручьи, Мороз – воевода дозором Обходит владенья свои. (Н.А. Некрасов)
Заколдован невидимкой, Дремлет лес под сказку сна. Словно белою косынкой Подвязалася сосна. (С.Есенин) Заколдован невидимкой, Дремлет лес под сказку сна. Словно белою косынкой Подвязалася сосна. (С.Есенин) Заколдован невидимкой, Дремлет лес под сказку сна. Словно белою косынкой Подвязалася сосна. (С.Есенин)
Вот север, тучи нагоняя, Дохнул, завыл – и вот сама Идет волшебница зима. Пришла, рассыпалась; клоками Повисла на суках дубов; Легла волнистыми коврами Среди полей, вокруг холмов; Брега с недвижною рекою Сровняла пухлой пеленою, Блеснул мороз. И рады мы Проказам матушки зимы. (А. Пушкин)
Разозлилася старуха зима. Запорошила снегом поля, завалила сугробами леса, одела деревья ледяной корой и посылает мороз за морозом. Идут морозы один другого злее, с елки на елку перепрыгивают, потрескивают да пощелкивают, зверей пугают. К. Ушинский
Пейзаж сибирский за окном – Светлей и проще. Серебротканым волокном Покрыты рощи. Во вспышках инея тайга, В огнях морозных. Горят леса, горят снега И синий воздух. То скачут белые огни, То горностаи. То рассыпаются они Между кустами. (П. Комаров)
Как будто в берлоге медведица, Река подо льдом залегла, И солнце по - зимнему светится, И в поле - морозная мгла. Вся в инее - в сизом каракуле – Березка стоит за мостом, И пишет смешные каракули Лисица пушистым хвостом. (П. Комаров)
Домашнее задание (по выбору). Написать короткую пейзажную зарисовку, используя глаголы (Метель разбушевалась, Снег идет; Снегопад, В заснеженном царстве; Проказы старухи зимы). Написать короткую пейзажную зарисовку, используя глаголы (Метель разбушевалась, Снег идет; Снегопад, В заснеженном царстве; Проказы старухи зимы). Придумать забавный текст, шутливый характер которого объясняется намеренным смешением разных значений одного и того же глагола. Придумать забавный текст, шутливый характер которого объясняется намеренным смешением разных значений одного и того же глагола.