в русских народных загадках Авторы: Иванова Диана, Шудегова Елена ученицы 6 класса Руководитель: Никулина И. Л. Курегово 2014
Цель работы: Выявление роли устаревших слов в русских народных загадках Задачи: 1. Выбрать из загадок устаревшие слова. 2. Классифицировать устаревшие слова 3. Составить словарик устаревших слов. 4. Провести сопоставительный анализ по результатам опроса.
Архаизмы- слова, вышедшие из употребления вследствие замены их новыми, например:
Однозначные и многозначные слова Из 73 загадок выявлено 36 устаревших слов, однозначных- 23 (воевода, супостат, хоромы). Многозначных-13 (артель, горница, орда, царь).
Наиболее часто встречающиеся устаревшие слова в загадках: историзмы -21 слов, архаизмы -15 слов. Слово царь встретилось – 14 раз Барыня - 9 раз Кафтан -11 раз Князь -7 раз Древо – 4 раза
Происхождение устаревших слов Общеславянские -40% примеры : бояре, дева, хоромы Исконно русские : вершок, барин, царь, горница Тюрские : артель, орда, кафтан Старославянские : супостат, древо, престол Древнерусское: терем Французское: капрал Германское: князь Древнескандинавское: пуд
. Результаты опроса Мы опросили 75 учащихся и столько же людей старшего поколения. Результаты опроса показали, что старшее поколение знают и употребляют больше устаревших слов, нежели поколение учащихся. Встречаются больше с устаревшими словами учащиеся. Это объясняется тем, что в любом классическом произведении, которые изучают ребята в школе, очень много встречается устаревших слов. А значения многих слов не понятны. Синий- среди старшего поколения- 60% Красный- среди учащихся-30% Зелёный- среди молодёжи- 5% Фиолетовый – среди мам и пап-5%
Результатом работы стал словарик устаревших слов, которые встретились в исследуемых загадках.
Мы считаем, что данная работа имеет большую практическую значимость для современных школьников и может быть хорошим подспорьем при изучении лексики на уроках русского языка, малых фольклорных жанров на уроках литературы, а также в работе секций любителей русского языка и литературы, элективных курсов