Законодательно-правовые нормы в дошкольном образовании
Основные понятия (Закон РФ от «Об образовании») Образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства (Закон РФ от «Об образовании») Образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся значимым благом и осуществл я емый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции. ФЗ 273 «Об образовании в РФ») (ФЗ 273 «Об образовании в РФ»)
Основные понятия (ФЗ 273) Воспитание Обучение Федеральный государственный образовательный стандарт Образовательная программа Обучающийся Образовательная организация Учебный план Качество образования Участники образовательный отношений Конфликт интересов педагогического работника
Основные понятия (ФЗ 273) Общее образование Общее образование – вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенций, необходимых для жизни человека в обществе...
Основные понятия (ФЗ 273) Присмотр и уход за детьми Присмотр и уход за детьми – комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.
Основные принципы государственной политики в сфере образования (1992 г.) Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье. (ст.2 п.1)
Основные принципы государственной политики в сфере образования (ФЗ 273) Гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природоиспользования (ст.3 п.3)
Структура системы образования Общее образование включает в себя три ступени: начальное общее, основное общее, среднее общее образование (ст.19 п.1) (1992 г.) В РФ устанавливаются следующие уровни общего образования: 1) Дошкольное образование; 2) Начальное общее образование; 3) Основное общее образование; 4) Среднее общее образование. (ст.10 п.4) ФЗ Что это значит? Чем это грозит? - Дошкольное образование – необязательный уровень образования?
Образовательные учреждения Образовательным является учреждение, осуществл я ющее образовательный процесс, т.е. реализующее одну или несколько образовательных программ. Типы образовательных учреждений: дошкольные (ст.12 п.3) В РФ устанавливаются следующие типы образовательных организаций: Дошкольная образовательная организация – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми. (ст.23 п.2)
Образовательные программы федеральные государственные требования К структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации устанавливаются федеральные государственные требования, обязательные при реализации такой образовательной программы. (ст.9) федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ст. 12, ФЗ 273 ) Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ст. 12, ФЗ 273 )
Образовательные программы Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности. К общеобразовательным программам относятся программы: дошкольного образования (ст.9) (ст. 12, ФЗ 273 ) Образовательные программы определяют содержание образования. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству..., способствовать реализации права на свободный выбор..., обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности... (ст. 12, ФЗ 273 )
Образовательные программы (ст. 12, ФЗ 273 ) Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с ФГОС ДО и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования (ст. 12, ФЗ 273 )
Дошкольное образование (1992 г.) 1. Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте. 2. Государство гарантирует финансовую и материальную поддержку в воспитании детей раннего детского возраста, обеспечивает доступность образовательных услуг. 3. Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений. 4. Органы местного самоуправления организуют и координируют методическую, диагностическую и консультативную помощь семьям, воспитывающим детей на дому. (ст.18)
Дошкольное образование (ст.64, ФЗ 273 ) 1. Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Дошкольное образование (ст.64) 2. Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.
Дошкольное образование (ст.64) 3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры.
Понятие «воспитанник» Разведены понятия «обучающийся» и «воспитанник» (ст. 17 п.2) (1992 г.) ФЗ 273: Обучающийся – физическое лицо, осваивающее образовательную программу. К обучающимся относятся: - воспитанники (ст.33) Ст.43 – обязанности и ответственность обучающихся (н-р, обучающиеся должны добросовестно осваивать образовательную программу) - ?
Права и обязанности родителей (1992 г.) 1. Родители несовершеннолетних детей имеют право выбирать формы обучения, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением. 2. Родители обучающихся, воспитанников несут ответственность за их воспитание, получение ими основного общего образования. (ст.52)
Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. 1. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. 2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Права и обязанности родителей (ФЗ 273)
3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право: 1) выбирать формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность; 2) дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить образование в образовательной организации; 3) знакомиться с уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность, лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности;
4) знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей; 5) защищать права и законные интересы обучающихся; 6) получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого- педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся; 7) принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации; 8) присутствовать при обследовании детей психолого- медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей.
4. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны: 1) обеспечить получение детьми общего образования; 2) соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность, правила проживания обучающихся в интернатах, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся, порядок регламентации образовательных отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) и оформления возникновения, приостановления и прекращения этих отношений; 3) уважать честь и достоинство обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность. 6. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации. (размещение информации для родителей и разъяснение)
Правовой статус педагогических работников Ст. 55. Права работников образовательных учреждений, их социальные гарантии и льготы. (1992 г.) ФЗ 273: Статья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации. (расширен круг прав педагогов) Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников.