«Формирование метапредметных результатов на уроках обучения грамоте по системе Л.В.Занкова». Муниципальное образовательное казённое учреждение «Тюкалинский лицей» Учитель начальных классов: Горчакова Надежда Ивановна 1
Литературное чтение (обучение грамоте). Тема: Согласные звуки [б] [б,], [в] [в,], буквы Б, б; В, в. Роль фонемы в образовании слов. Цель урока: формировать и развивать ценностное отношение обучающихся к учебно–познавательной, учебно– практической деятельности по определению согласных звуков [б], [б, ] [в], [в, ] в словах и применению изученных букв при работе со словами и предложениями; развивать речь, память, мышление. 2
Задачи урока: - учить звуковому и сравнительному анализу слов; - способствовать продуктивному формированию навыка чтения; - продолжить работу по развитию познавательной деятельности; развивать речь, воображение, логическое мышления; - развивать фонематическую и устную речь; - воспитывать культуру поведения на уроке; - воспитывать мотивацию к учению. 3
1. Самоопределение к деятельности Организационный момент 1. Приветствие. 2. Проверка готовности к уроку. - Проверьте готовность к уроку: учебник, пенал,тетрадь, аккуратность расположения предметов на парте. - Оцените свое рабочее место. Если вы приготовили к уроку все принадлежности, то можете садиться. 3. Создание эмоционального настроя урока. - Чтобы наша работа была успешной на уроке, вспомним законы урока: не выкрикивать, быть терпеливым, дать возможность высказаться своим товарищам, уважать друг друга. 4. Мотивация учебной деятельности. - Сегодня на уроке мы познакомимся с новыми звуками и буквами, которыми они обозначаются. 4
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности -Ребята, назовите буквы, которые написаны на доске. (а Л Р у о Ы и э м Н й) -Что вы можете сказать об этих буквах? (При каждом правильном ответе учитель мимикой показывает, как она поражена сообразительностью детей, как ее радуют ответы) -Разделите эти буквы на две группы, обозначающие гласные и согласные звуки. -А теперь составьте слова из букв второй группы. -А как можно выполнить это задание? -Приведите примеры 5
3. Постановка учебной задачи -Прочитайте слова, записанные на доске, но в них Дед Буквоед спрятал первые буквы, догадайтесь, какие это буквы?. арабан. олк. ереза. ишня - О каких новых звуках и буквах будем говорить на уроке? - Еще раз прочитайте хором первый столбик, послушайте и сравните первые звуки в словах. Что можно сказать об этих звуках? (На доске обозначаются цветом твердые и мягкие звуки под вписанными буквами). 6
4. Решение учебной задачи -Восстановите в памяти образ букв Б.,б и В, в. -Откройте последний разворот «Азбуки» и найдите эти буквы. Прочитайте правильно название букв. Какая буква в алфавите стоит перед буквой Б? После буквы В? -Прочитайте первые две строчки алфавита. Откройте форзац. Найдите буквы Б и В. Прочитайте слова, в которых есть буква Б. -Почему эти два рисунка нарисованы рядом? Кого встречал колобок на своем пути? -Прочитайте слова рядом с буквой В. -Как связаны эти два слова? -Найдите буквы Б и В на «ленте букв». Что вы можете про них сказать? 7
5. Первичное закрепление. -Откройте «Азбуку» на странице 39. Посмотрите на группу букв. Что вы можете сказать о них? -Но а мы остановимся на двух из них. Каких? - Рассмотрите рисунок. Что изображено на рисунке? -Используя рисунок, девочки назовите слова, в которых есть твердый звук [б],[в] а девочки в которых есть мягкий звук [б],[в] -Возьмите простые карандаши, обведите буквы Б и В. Прочитайте слова. Какими буквами они различаются? -Прочитайте слова перед текстом. Что это за слова? -Выделите в них корень. -Прочитайте текст сначала сами, а потом вслух.. Скажите, какие слова написаны с большой буквы? 8
6. Самостоятельная работа -Найдите в тексте предложение, которое будет соответствовать схеме и поставьте возле него номер. -Выберите к тексту заголовок и подчеркните его. -Вставьте буквы на свое место. -Посмотрите на доску. Это ваше любимое задание ребусы. Решите их, получившиеся слова «напечатайте» у себя в тетрадях. - Давайте разделим их на слоги и поставим ударение. -Что вы можете сказать об этих словах? -Составьте схемы к словам вода и вилы. 9
7. Подведение итога урока. - Оцените, чему вы научились на уроке: Я научился (лась) …. Я понял (а) …. Я смогу …. - Оцените свою работу на уроке: на уроке было всё понятно, со всеми заданиями справлялся уверенно красный кружок; затруднялся при выполнении заданий - желтый; было трудно работать – зеленый. 10
Творческих всем успехов! Спасибо за внимание! 11