В ОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «С ЕМЬЯ » Ларкина Анна Витальевна учитель начальных классов МКОУ СКОШ 45
Целью образования детей с умственной отсталостью, является привитие им тех общечеловеческих ценностей, без которых немыслимо личностное становление и социальная адаптация. Известно, что умственно отсталые дети в связи со свойственной им неразвитость мышления, поздно начинают разбираться в вопросах морали и нравственности. Они плохо понимают нравственность или безнравственность своих поступков и поступков окружающих. Отсутствие критического мышления не позволяет им правильно оценивать ту или иную ситуацию, прогнозировать последствия тех поступков, которые они совершают. Поэтому они легко поддаются влиянию со стороны и чаще всего, влиянию негативному.
Кроме того, причинами нравственного недоразвития детей с умственной отсталостью могут выступать следующие факторы: социальное окружение и отсутствие положительных примеров поведения. Как правило, родители этих детей имеют низкий уровень образования и культуры, не владеют знаниями возрастной, а тем более специальной психологии, не умеют правильно общаться со своими детьми. Кроме того, зачастую они и сами не умеют вести себя в соответствии с требованиями норм и правил социума.
Учитывая вышесказанное, необходимо детям данной категории создавать специальные условия, которые будут способствовать формированию у них жизненной компетенции и воспитанию нравственных качеств личности. В решении данных задач очень важен пример, на основе которого у ребёнка с проблемами интеллектуального развития будут формироваться положительные черты характера и позитивное отношение к окружающему. Более того, ребёнок должен не только видеть положительный пример, но и сам активно участвовать в созидательной деятельности. Как мы убедились в процессе экспериментальной деятельности, эффективным средством развития и нравственного воспитания детей является проектная деятельность.
В процессе реализации проекта обучающиеся знакомятся с семейными традициями, организуют вместе с педагогами и родителями различные мероприятия, посвящённые членам семьи, семейным праздникам, изготавливают подарки родным, рисуют портреты родственникам, рассказывают семейные истории, значимые события, в которых участвовали их родственники из старшего поколения. и т. д. Они эмоционально переживают все эти ситуации, осмысляют их, начинают понимать нравственность поступков, видеть смысл в том, чтобы им подражать.
Именно поэтому свой проект мы назвали «Семья», так как именно в семье в первую очередь формируются интересы, потребности и ценностные ориентации ребенка. Содержание проекта предполагает вовлечение в совместную деятельность родителей и других членов семьи, что способствует не только воспитанию детей, но их родителей.
Ц ЕЛЬЮ ПРОЕКТА - ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ И ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНЫХ ДЕТСКО - РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ. З АДАЧИ : - ФОРМИРОВАТЬ У ДЕТЕЙ ПОНЯТИЯ О ФУНКЦИЯХ И ЗНАЧИМОСТИ СЕМЬИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА ; - ВОСПИТЫВАТЬ НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ : ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, УВАЖЕНИЕ К СТАРШЕМУ ПОКОЛЕНИЮ, ЧЛЕНАМ СВОЕЙ СЕМЬИ И СЕМЕЙНЫМ ТРАДИЦИЯМ, СПОСОБНОСТЬ ЗАБОТИТЬСЯ О ТЕХ, КТО РЯДОМ ; - РАЗВИВАТЬ КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ И НАВЫКИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ; - ФОРМИРОВАТЬ НАВЫКИ РЕФЛЕКСИИ И АДЕКВАТНУЮ САМООЦЕНКУ ; - ФОРМИРОВАТЬ ЖИЗНЕННУЮ КОМПЕТЕНЦИЮ.
Проект предполагает совместно с родителями реализацию следующих этапов: -чтение и анализ русских народных сказок; -изготовление персонажей, реквизитов, декораций для постановки спектаклей; -организация бесед, диалогов, дискуссий по теме « Семья»; -изготовление поделок, стенгазет; - Проведение семейных праздников и творческих мероприятий; - Организация выставок совместного творчества в области декоративно – прикладного творчества; - Проведение родительских собраний.
Ч ТЕНИЕ И АНАЛИЗ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК.
И ЗГОТОВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЖЕЙ, РЕКВИЗИТОВ.
И ЗГОТОВЛЕНИЕ ПОДЕЛОК, СТЕНГАЗЕТ.
С ОВМЕСТНЫЕ ПРАЗДНИКИ И МЕРОПРИЯТИЯ С РОДИТЕЛЯМИ.
Своими ключевыми задачами и функциями по организации проектной деятельности считаю: - оказание помощи в осмыслении нравственного содержания произведений; - помощь в приготовлении необходимого материала и создании художественного замысла; - создание «рефлексивного поля» для формирования самооценки; - организацию совместного обсуждение предстоящей деятельности, распределение объёма работы; - привлечение родителей к совместной творческой деятельности.
И ПОДВОДЯ ИТОГ, НА МОЙ ВЗГЛЯД, ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЯВЛЯЕТСЯ ПЕРСПЕКТИВНЫМ МЕТОДОМ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ И РОДИТЕЛЯМИ : - У ДЕТЕЙ РАЗВИВАЕТСЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС, ИНТЕРЕС К ТВОРЧЕСТВУ, ФОРМИРУЮТСЯ НАВЫКИ СОТРУДНИЧЕСТВА СО СВЕРСТНИКАМИ, ВОЗНИКАЮТ ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ И УМЕНИЯ, СТАНОВЯТСЯ БОЛЕЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫМИ, ПРОЯВЛЯЮТ ИНИЦИАТИВУ. А ГЛАВНОЕ ФОРМИРУЕТСЯ СИТУАЦИЯ УСПЕХА. - РОДИТЕЛИ ОТКРЫВАЮТ В СВОИХ ДЕТЯХ НЕИЗВЕСТНЫЕ ДО ЭТОГО СПОСОБНОСТИ И ТАЛАНТЫ, ИСПЫТЫВАЮТ ЧУВСТВО ОГРОМНОЙ РАДОСТИ И ГОРДОСТИ ЗА СВОИХ ДЕТЕЙ И УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ОТ СВОИХ СОБСТВЕННЫХ УСПЕХОВ.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.