25 февраля 2011 г. Структура и элементы проекта «Стажировка иностранных менеджеров в России» Евгения Газизова Дарья Зуева ФГУ «ФРЦ»
Цели и задачи стажировок Цель: развитие экономического партнерства между российскими и иностранными компаниями. Через: Открытие новых регионов Снятие межкультурных барьеров Установление контактов Разработку и реализацию совместных проектов Трансферт на российские предприятия современных технологий Привлечение инвестиций в российские предприятия
Организация приема иностранных менеджеров 1.Выбор регионов для организации стажировок 2.Отбор иностранных специалистов 3.Разработка программы стажировки 4.Участие в конкурсе по организации стажировки иностранных менеджеров 5.Постпрограммная работа и оценка эффективности Этапы работ:
Выбор регионов для проведения стажировок Предоставление информации о стажировке Выбор мест стажировки Презентация региона Проект программы стажировки Предложения по предприятиям, принимающим на стажировку Страна итог Германия Норвегия Франция Финляндия Итог Новые участники в 2011 г.: США, Нидерланды, Япония
Вопросы партнеров при выборе регионов 1.Какие сферы деятельности приоритетны для региона 2.В чем особенность региона 3.Какие города можно посетить в регионе, в чем их специфика 4.Логистика стажировки (переезды между городами и регионами, наличие прямых рейсов из страны партнера в регион стажировки) 5.Успешный опыт предыдущих стажеров
Отбор иностранных специалистов 2. Анализ анкет 3. Собеседование 4. Разработка итоговой программы стажировки 1. Информирование о программе стажировки Корректировка программы стажировки в соответствии с предварительным составом участников Представление региона и программы стажировки потенциальным участникам Согласование индивидуальных задач на стажировку(примерный план индивидуальных посещений) Информирование иностранных менеджеров о возможности стажировки в регионе Презентация региона Согласование индивидуальных планов посещений предприятий (Skype, ) Предоставление итоговой программы стажировки за 3 недели до начала стажировки
Структура программы стажировок регион2регион1 регион2 регион3 Регион n… Каждая программа стажировки состоит из посещения минимум 2 регионов Продолжительность стажировки – 14 дней Совместные программы стажировок для групп из различных стран-партнеров Группы состоят из специалистов из различных сфер деятельности
Структура программы стажировок Вводный семинар Обучающие семинары и биржа контактов Групповые посещения предприятий Индивидуальные посещения или посещения в малых группах Заключительный семинар
Темы обучающих семинаров Таможенное законодательство. Последние изменения и практика применения. Государственные программы и национальные проекты, возможности участия иностранных компаний: примеры региона Регистрация и открытие иностранного представительства в России, возможности региона. Различия между российским и международным законодательством в области ведения бизнеса Особенности лицензирования и сертификации продукции и услуг иностранных компаний в РФ Примеры успешного бизнеса иностранных компаний в регионе
Результаты и методология оценки стажировки немецких менеджеров в России
Оценка стажировки: инструментарий Входное анкетирование Выходное анкетирование Анкеты заполняют в первый- второй день в специально выделенное время. Вопросы содержат: 1.Цели на стажировку 2.Характеристики компании 3.Профессиональные и социально- демографические характеристики Анкеты заполняют в последний день, после полного прохождения программы, в специально выделенное время. Вопросы содержат: 1.Оценку образовательной части 2.Оценку практической части; оценка посещенных компаний 3.Оценку организации стажировки 4.Бизнес-результаты 5.Пожелания Стажировка Отъезд Follow up Результаты стажировки, измеряемые через 6 месяцев и позднее. Опрос приурочен к проведению Follow up семинара. Информация о контрактах Результативность и целесообразность бизнес-стажировки измеряется реально заключенными контрактами и соглашениями. Поскольку данные об участниках стажировки и их повторных визитах аккумулируются, в основном, у принимающих регионов, мы просим их периодически освежать информацию о социально-экономических достижениях стажеров.
Характеристики участников Участники – в основном, сотрудники малых и средних предприятий. 25% – представители крупных предприятий. 37% - владельцы или совладельцы предприятия Наиболее популярные цели на стажировку: Предоставление услуг компаниям РФ Продажа товаров компаниям РФ Использование услуг, предоставляемых компаниями РФ Анализ рынка, знакомство с деловой и социальной культурой Усовершенствовать коммуникационные навыки (умение работать с людьми, налаживать с ними контакт, управлять их деятельностью) Большинство участников – мужчины в возрасте до 45 лет.
Оценка стажировки: общие результаты Сибирь: высокая эффективность для немецких менеджеров и их компаний Казань: качественная организация, в том числе на предварительном этапе Самара, Санкт-Петербург: неудачный подбор предприятий для индивидуальных посещений Длительность стажировки (2 недели) Для 83% участников оптимальна, Для 17% - недостаточна.
Акценты в образовательной части Продолжительность образовательной части Сибирь: 1 день. Для 90% оптимальна, для 10% - избыточна. Казань: около 2,5 дней. 50% - оптимальна, 17% - недостаточна, 33% - избыточна. Самара: 4 дня. Для 100% участников - оптимальна. Образовательная часть стажировки оценена всеми группами немецких участников примерно одинаково. Сравним их оценки с оценками групп из других стран.
Акценты в практической части Сибирь: наиболее качественный подбор предприятий Казань: предприятия не всегда подобраны удачно, но их представители проявили большую внимательность к стажерам Оценки бизнес-визитов сильно различаются для всех групп Ни для одной немецкой группы часть бизнес- визитов не показалась слишком длинной. 53% сочли продолжительность практической части недостаточной.
Результаты посещения компаний и пожелания Запланировано Подписан контракт/соглашение Предоставление услуг российским организациям 52% - Совместный проект 40%8% Продажа товаров в России 38% - Закупки в России 32%17% Соглашения о дистрибуции товаров компании в России 32%17% Использование услуг российских организаций 29% - Продажа товаров других немецких организаций в России 28%17% Совместное предприятие 24%8% Основные рекомендации участников: 1.Более детальное знакомство с ними до начала стажировки – с целью проработки программы 2.Увеличить компоненту индивидуальных посещений 3.Формировать образовательную часть в соответствии с пожеланиями участников, собранными до их приезда. 4.Поддержка установленных контактов В соответствии с наиболее популярным намерением, заявленным перед стажировкой Через региональные комиссии (ресурсные центры), ассоциации выпускников