Компетентностный подход в образовании
Компетентностный подход в образовании – подход в организации образовательного процесса, для которого приоритетной целью образовательного процесса является формирование ключевых компетентностей. Ключевые компетенции – универсальные компетенции ( круг вопросов, способности, умения ), применимые в различных жизненных ситуациях и необходимые для успешной реализации человеком всех основных жизненных ролей : гражданина, семьянина, члена общества, защитника отечества, работника.
Компетентностный подход в образовании Определение ключевых компетенций. Информационная компетенция - готовность работать с информацией. Коммуникативная компетенция - готовность к общению с другими людьми. Кооперативная компетенция - готовность к сотрудничеству с другими людьми. Проблемная компетенция - готовность к решению проблем.
Основные принципы организации учебного процесса в логике компетентностного подхода. а ) Цель учебной деятельности – организовать самостоятельные действия ученика от формирования проблемы до проверки правильности решения, выполнения задания ( учить способам деятельности ); б ) Позиция ученика : я учусь, как действовать в проблемной ситуации ; я сам должен принимать решение, прав ли я или нет ; в ) Позиция учителя : ученик – человек, имеющий собственный опыт, собственное мнение, имеющий право и возможность самому искать решение добывать знания ( я не сосуд, который надо заполнить знаниями );
Основные принципы организации учебного процесса в логике компетентностного подхода. г ) Учебный материал опирается на результаты изучения предыдущего и связан с последующим ; практически ориентирован ; д ) Задания не только те, которые выполняются с правильными ответами, а и те, которые имеют неправильные варианты ( типа тестов ); е ) Вопросы задаются такие вопросы, ответ на которые можно найти не только в учебнике : часть можно найти в учебнике, часть в изученных дополнительных материалах, а часть нужно искать самостоятельно ; ж ) Оценивание. что оценивается – сумел или не сумел ; кто оценивает – в первую очередь, сам ученик оценивает свои знания и умения ; способ оценивания – по уровням и критериям ( не количественные показатели ).
. Что должен уметь учитель, чтобы реализовать учебный процесс в логике компетентностного подхода. Ориентироваться в ситуации на рынке труда ( хотя бы в своём городе ); понимать, какие умения потребуются ученику, чтобы найти себе работу в будущем ; Видеть и понимать жизненные интересы учащихся ; Проявлять уважение к своим ученикам и их интересам ; Чувствовать проблемность изучаемых ситуаций ; Связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся ; Закреплять знания и умения в учебной и во внеурочной практике.
Урок в логике компетентностного подхода. Цель ( обучающая, воспитывающая, развивающая ) ставится и формулируется чётко вместе с учащимися ; Степень достижения целей урока оценивается совместно с учащимися ; Урок планируется с пониманием содержания образования ( чему учу ) и содержания учебного материала ( с помощью чего учу ; а также для чего учу ( у учащихся не должно возникать – зачем мне это нужно ?); Урок планируется с использованием компетентностных форм и методов учебной работы ( прежде всего, всех видов самостоятельной работы - групповой или индивидуальной ); обучение способам деятельности - прежде всего ; Между этапами урока выстраивается внешняя и внутренняя логика ( логика движения ); Учитель умеет оперативно ( на самом уроке ) корректировать и уточнять цели, учебные задачи, включать незапланированное содержание образования и незапланированный учебный материал - при изменении запланированной ситуации ; Часть функций учителя можно передать ученикам.
Формы и методы учебной работы. а ) Некомпетентностные формы и методы учебной работы. !!! Абсолютно некомпетентностных форм и методов учебной работы не существует. Но некоторые формы и методы, не снабжённые специальными акцентами или дополнениями ( например, групповое целеполагание, самооценка ), не работают на развитие ключевых компетенций. В их числе : монолог учителя ; фронтально - индивидуальный опрос ; информирующая беседа ; самостоятельная индивидуальная работа ученика по заданию, указанному учителем ; демонстрация видеофильма ; экскурсия ; проверочная или контрольная работа, проводимая в традиционной форме.
Методы формирования информационной компетенции. Поиск и сбор информации : задания на поиск информации в справочной литературе, сети Интернет, путём опросов, работы с литературными первоисточниками ; задачи с избытком информации ( отделить значимую информацию от шума ); задачи с недостатком информации ( определить, каких именно данных не хватает и откуда их можно получить ). Обработка информации : упорядочение информации ; составление планов к тексту ; подготовка вопросов к тексту ; составление диаграмм, таблиц ; задания по обобщению материалов состоявшихся дискуссий, обсуждений.
Методы формирования информационной компетенции. Передача информации : подготовка докладов, сообщений по теме ; подготовка плакатов, презентаций ; подготовка учебных материалов, пособий по теме ; подготовка стендов, стенгазет, объявлений, пригласительных билетов, программ мероприятий и т. д. Комплексные методы : составление и защита рефератов ; информационные учебные проекты с публичным представлением результатов ; телекоммуникационные проекты ; учебно - исследовательская работа ; выпуск ученических СМИ.
Методы формирования коммуникативной компетенции. Методы, ориентированные на устную коммуникацию : все формы учебного диалога ; доклады и сообщения ; ролевые и деловые игры ( роли говорящего, слушающего, задающего вопросы и отвечающего ); учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения опросов, бесед, интервью ; обсуждение, дискуссии, диспуты ; упражнения психологического тренинга общения ; выступления в качестве оппонентов ; выступления в качестве ведущих на занятиях, мероприятиях и т. д.; вовлечение учащихся в работу театральных студий.
Методы, ориентированные на письменную коммуникацию : ролевые и деловые игры ( роли пишущего и читающего ); учебные исследования и проекты, требующие проведения письменного анкетирования с предварительной подготовкой вопросов ; проекты ( в том числе, телекоммуникационные ), требующие составления текстов ; подготовка заметок и статей в СМИ ; письменное рецензирование выступлений и работ, подготовленных товарищами.
Методы формирования кооперативной компетенции. Главное здесь – установка учителя на обучение каждого учащегося умениям работать над выполнением задания не только самостоятельно, но и в сотрудничестве с товарищами. Методы и приёмы в рамках фронтально - индивидуальной работы : фронтальный опрос с предварительным обсуждением ответов ( число задаваемых вопросов – 2-4; вопросы с элементами проблемности ). Задав вопрос, учитель отводит 1-2 минуты на обсуждение ответа учениками в парах, в группах. Пара, группа должна предложить согласованное решение вопроса ; индивидуальные задания проблемного характера для самостоятельной работы, для выполнения которого необходимо привлечение других учащихся.
Методы формирования кооперативной компетенции Методы и приёмы в рамках групповой работы : самостоятельная работа в парах и группах по изучению и закреплению нового материала. Задания должны быть сформулированы так, чтобы требовались моменты сотрудничества между учащимися ( например, задания типа головоломок ); лабораторные и практические работы, проводящиеся в парах, группах ; групповые мини - проекты ( проводятся и презентуются на уроке ); групповые исследовательские и проектные работы любого типа ( проводятся в основном во внеурочное время ); ролевые и деловые игры.
Методы формирования кооперативной компетенции. Методы и приёмы в рамках индивидуальной работы : индивидуальные проекты любого типа ; индивидуальные практико - ориентированные проекты, нацеленные на решение социальных проблем.
Методы формирования проблемной компетенции. Коллективное целеполагание в начале урока или перед решением учебной задачи ; Коллективное подведение итогов и оценивание ( в завершение урока, после решения учебной задачи ); Проблемно - ориентированная дискуссия учащихся ; Все методы и приёмы проблемного обучения : проблемный вопрос, проблемная задача, проблемная ситуация, проблемная лекция, проблемный эксперимент ); Проблемно - модельное обучение : моделирование деятельности в аспекте той или иной реальной ситуации ; имитационно - деловые игры ; Метод проб и ошибок, предполагающий в том числе возможность учащегося сомневаться в своих решениях, возвращаться к началу, исправлять свои ошибки ; Решение одной и той же учебной задачи несколькими альтернативными способами ; выбор наиболее оптимального из них на основе аргументированного обсуждения ;