Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемМаксим Лутохин
1 Формирование ключевых компетенций старшеклассников Л.Б. Проявко, учитель английского языка МКОУ СОШ С. Золотая Долина
2 В стратегии модернизации содержания общего образования современной России компетентностный подход является одним из направлений обновления образования и в основу содержания общего образования должно быть положено формирование и развитие ключевых компетентностей учеников. Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие личности ученика, его способности действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для него проблем. Формирование ключевых компетенций старшеклассников
3 Характерные признаки некомпетентстного и компетентностного обучения Наука – основа содержания образования – рассматривается как свод фактов, понятий, законов, теорий. Учитель ставит вопросы « Что» и « Почему» и отвечает на них вместе с учениками. Главная цель учебного процесса – изучение основ наук. Применение знаний и умений ограничивается учебными ситуациями. Оценивается накопленный багаж дидактических единиц. Школа уводит человека от решения трудных жизненных проблем в область « чистой науки». Наука – основа содержания образования - рассматривается как общечеловеческий свод опыта решения проблем. Учитель ставит вопросы « Зачем» и « Как» и отвечает на них вместе с учениками. Изучение « основ наук» является средством развития готовности решать жизненные проблемы с использованием принципов научного мышления. Оценивается способность применить накопленный багаж дидактических единиц в различных ситуациях. Применение знаний и умений проводится в жизненных или приближенных к жизненным ситуациям. Школа готовит человека к решению жизненных проблем.
4 Готовность человека к мобилизации знаний и умений, и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации. Компетенции подразделяют на ключевые и профессиональные. Ключевые компетенции являются универсальными, применимыми в различных жизненных ситуациях. Все ключевые компетенции по своей сути социальны, они представляют собой универсальные способы социальной деятельности. Во – первых, способность эффективно действовать не только в учебной, но и в других сферах деятельности ( семья, досуг, хобби, трудовая деятельность, отношения с людьми); во – вторых, способность действовать в ситуациях, когда может возникнуть необходимость в самостоятельном определении решений задачи, уточнения её условий, поиске способов решения, самостоятельной оценке полученных результатов; в – третьих, имеется в виду решения проблем, актуальных для старших школьников. Компетенции в отличии от знаний, умений и навыков, которые всегда «хранятся» в готовом к использованию виде, « собираются» лишь в момент её реализации, т. е. в ответ на личностно значимую ситуацию. Компетенция -
5 Ключевая компетенция имеет следующие компоненты: Внутренние ресурсы - это знания, умения, навыки предметного, межпредметного и жизненного характера. В общем виде знания – интеллектуальный контекст, в котором работает человек; умения и навыки – владение средствами и методами выполнения определённой задачи. Внешние ресурсы - всё то, что может привлечь ученик для решения возникшей проблемы: Информационные ресурсы – справочники, энциклопедии, интернет, эксперты и др; Человеческие ресурсы – различные социальные партнёры, классный руководитель, старшеклассник, родители; Финансовые, материально – технические, технологические ресурсы.
6 Целенаправленное управление ресурсным пакетом: определение состава ресурсов, необходимого для эффективной деятельности в конкретной ситуации, поиск и активизация необходимых внешних и внутренних ресурсов, их согласование. Самоуправление формируется в процессе обучения, на основе опыта разрешения множества разнообразных проблемных ситуаций. Мобилизация - запуск компетенции в ответ на проблемную ситуацию. Мобилизация предполагает сознательное приложение умственных и физических усилий в определённом направлении. Самоупраление –
7 Информационная компетенция – готовность к работе с информацией. Формируются умения самостоятельно добывать, систематизировать, критически оценивать и анализировать полученную информацию с позиции решаемой задачи, делать аргументированные выводы, использовать полученную информацию при планировании и реализации своей деятельности, представлять её. Коммуникативная компетенция – готовность к общению с другими людьми. Выражается в умениях самостоятельно вступать в контакт с собеседником любого типа ( по возрасту, статусу, степени близости и знакомства и т.д.), учитывая его особенности; поддерживать контакт в общении, соблюдая нормы и правила общения; слушать собеседника, проявляя уважение и терпимость к чужому мнению; высказывать, аргументировать и отстаивать собственное мнение; стимулировать к продолжению общения. Проблемная компетенция – готовность к решению проблем. Выражается в умениях самостоятельно выявлять проблему в ситуациях избыточной информации; формулировать цель; находить альтернативные пути и средства решения задач; реализовывать выбранные пути; доводить решение проблемы до конца; публично представлять результаты. Кооперативная компетенция - готовность к сотрудничеству с другими людьми. Определяется умениями осуществлять коллективное целеполагание, распределять задачи и роли между участниками группы; действовать в роли лидерв или исполнителя; координировать действия; осуществлять коллективнре подведение итогов, включая самооценку и презентацию продукта деятельности группы. Основные виды ключевых компетенций: ин формационная компетенция, коммуникативная компетенция, проблемная компетенция, кооперативная компетенция.
8 - Ценностно – смысловые - Общекультурные - Учебно – познавательные - Информационные - Коммуникативные - Социально – трудовые - Компетенции личностного самосовершенствования Ключевые компетенции отечественного образования
9 Информационной - Поиск и сбор информации: задания на поиск информации в справочной литературе, интернете путём опросов, работы с литературными первоисточниками, посещения библиотек, музеев и т.д. Задачи с недостатком информации ( определить каких данных не достаёт и откуда их взять). Обработка информации: задания на упорядочение информации; составление планов к тексту; подготовка вопросов к тексту; Составление диаграмм, схем, графиков, таблиц и других форм наглядности к тексту; задания по обобщению материалов состоявшейся дискуссии. Передача информации: подготовка докладов, сообщений по теме; подготовка плакатов, презентаций; подготовка стендов, стенгазет, листовок, программ и т.д.; информационные учебные проекты; учебно – исследовательская работа. Методы формирования компетенций
10 Методы, ориентированные на устную коммуникацию: Все формы учебного диалога; Ролевые и деловые игры, доклады, предлагающие роли говорящего, слушающего и отвечающего; Учебные исследования и проекты, требующие проведение опросов, бесед, интервью; Обсуждения, дискуссии, диспуты; Выступление в качестве ведущих на различных мероприятиях. Методы, ориентированные на письменную коммуникацию : Ролевые и деловые игры, предполагающие пишущего и читающего; Учебные исследования и проекты, требующие проведения анкетирования или письменного интервью с предварительной подготовкой вопросов; Подготовка заметок и статей. Коммуникативной компетенции:
11 Проблемно – ориентированная дискуссия учащихся; Все методы и приёмы проблемного обучения ( проблемный вопрос, проблемная задача, проблемная ситуация, проблемная лекция, проблемный эксперимент); Любые виды проектной деятельности; Метод кейсов, представляющий собой описание конкретной ситуации, требующей практического разрешения. Группе или отдельным учащимся выдаётся кейс – пакет материалов с разнообразной информацией по проблеме, а также формулировка проблемного задания Проблемной компетенции:
12 Фронтально – индивидуальная работа: Фронтальный опрос с элементами проблемности; Индивидуальные задания для самостоятельной работы проблемного характера Методы и приёмы групповой работы: Самостоятельная работа в парах и группах; Групповые исследовательские и проектные работы любого типа; Упражнения социально – психологического тренинга; Ролевые и деловые игры. Кооперативной компетенции:
13 «Не для школы, но для жизни учимся» Л.Н. Толстой
14 1Мордовец Т.М. « Формирование ключевых компетенций старшеклассников» 2 Баранников А.В. «Содержание общего образования. Компетентностный подход» 3Хуторской А.В. « Ключевые компетенции как компонент личностно – ориентированной парадигмы». 4 Хуторской А.В. «Технология проектирования предметных компетенций». 5 Материалы интернета Список используемой литературы:
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.