Мировоззрение - система взглядов на объективный мир и место в нем человека, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их идеалы и ценности.
Ценность - термин, используемый для указания на гуманистический смысл и социокультурное значение определенных явлений действительности. Ценностные ориентации - важнейшие элементов духовной структуры личности, отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного.
Идеи - идеальные сущности, находящиеся вне конкретных вещей ( Платон ). Это отношение к тому, что лежит за пределами личного опыта - к запредельности. Иначе говоря, это форма постижения в мысли высших ценностей, форма проектирования человека, его целей. Диалектика - это учение о том, как могут быть и как бывают тождественными противоположности и при каких условиях они переходят друг в друга.
Философия - это теоретическое мировоззрение, т. е. умозрение вечных идей и высших ценностей, познание смысла и приобщение к смыслу. Сущее - совокупность многообразных проявлений бытия ; многообразие действительного, то, что есть ; оно не идентично данному, т. к. охватывает также и неданное. Антропоцентризм - философское мировоззренческие принцип, содержанием которого является понимание мира в связи с включенностью в него человека как сознательного, деятельного существа.
Мир, в котором живет человек, чрезвычайно сложен и противоречив как по содержанию, так и по тем связям, которые обеспечивают его единство как изменчивого, наполненного взаимоисключающими друг друга противоположностями. Человеку любой исторической эпохи необходимо понять смысл и цели совей деятельности, научиться видеть жизненные перспективы. Философия сделала открытие : « Бытие человека - бытие в мире ценностей ». Это означает то, что каждый человек живет так, что в своей деятельности реализует систему своих ценностей. При этом он руководствуется определенным представлением о мире.
Его программа жизни имеет под собой две « опоры »: знания и ценности. Познанием движет стремление к истине. Ценностное сознание воплощает в себе отношение людей к реальности в соответствии с их целями, с тем или иным пониманием смысла жизни. При всей их разнородности познавательный и ценностный способы освоения мира должны быть как - то уравновешены и приведены в согласие. Философия и есть ценностное понимание мира, высшее единство истины, добра и красоты. При этом она теоретически обобщает достижения науки и культуры, всей человеческой истории, выступая в форме теоретического мировоззрения, высшей по отношению к мифологии и религии как исторических типов мировоззрения, предшествующих философии.
В системе духовной культуры философия берет на себя роль критической рефлексии жизненного опыта, формирует наиболее общие идеи или идеалы, на которых базируется культура определенного исторического типа общества. Вот почему определенная философская картина мира представляет собою диалектическое единство сущего и должного, в котором сущее критикуется с позиций должного ( идеала ), - при этом авторы конкретной философской системы как правило выступают от имени всех членов общества. Здесь отражается специфическая роль философии в обществе : выступая квинтэссенцией духовной культуры эпохи, она решает прежде всего смысложизненные проблемы человека. Поэтому антропоцентризм является характернейшим признаком философского знания. Как философский мировоззренческий принцип, антропоцентризм является таким пониманием мира, в который включен человек как сознательно деятельностный фактор, определяющий в конечном счете бытие мира.
В развитии философии проблема человека в окружающем мире всегда являлась ведущей, а в настоящее время она играет решающую роль в понимании современного мира. Ее становление было связано с пониманием человека не просто как биосоциального существа, но с осознанием человеком себя как индивида и личности. Содержание принципа антропоцентризма исторически менялось вслед за изменением понимания сущности человека и развитием научного знания о природе человека. ( См.: от Протагора - « человек есть мера всех вещей », Сократа - « человек мыслящий есть мера всех вещей » и Демокрита - « человек как микрокосм » до Вернадского В. И. - « человечество как геологическая сила », ставшее сознательным соучастником мировой эволюции, что выдвигает на первый план нравственные и все остальные духовные качества личности ). Развития антропоцентризма показало, что на ранних этапах человек выступает как результат эволюции мира, затем становится постепенно участником мирового процесса, а в настоящее время превращается в решающий фактор организации мира.