Выступление на педагогическом совете по теме: «Современный урок» (из опыта работы преподавателя высшей категории Корнеева А. В.)
Педагог Ю.А. Конаржевский дает определение современному уроку. По его мнению, современный урок – это, прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ. Конаржевский, Ю.А. Анализ урока / Ю.А. Конаржевский. – М.: Педагогический поиск, – 126 с.
Щуркова Н.Е. даёт такое определение: Современный урок – свободный урок, урок, освобожденный от страха: никто никого не пугает и никто никого не боится. Щуркова, Н.Е. Культура современного урока [Текст] / Н.Е. Щуркова. - Смоленск: Смоленский областной институт усовершенствования учителей, с.
1. Педагогическая деятельность рассматривается через универсальную схему любого вида деятельности: Цель – Содержание – Средство – Результат, Педагогическая цель – определена социальным заказом общества на образование. Содержание – определяется Государственным образовательными стандартами и изменениями в личности обучаемого.
Средства – это сам дидактический процесс (методы, формы обучения), который должен определять педагог. Деятельность начинается с понимания результата, который необходимо получить, и формы его использования.
2. Толерантность как залог процесса общения между преподавателем и педагогом. 3. Информационная грамотность личности как умение формулировать информационную потребность, запрашивать, искать, отбирать, оценивать и интерпретировать информацию, в каком бы виде она ни была представлена (ИКТ). 4. Продуктом образовательного процесса является приобретаемая учеником компетенция.
7. Применение мультимедиа-ресурсов в образовательном процессе будет давать положительный эффект только в том случае, если их использование органично сочетается с активной продуктивной информационной деятельностью учащихся. 8. Готовность учиться всю жизнь. 9. На первом месте рефлексия и саморефлексия.
10. Создание ситуации успеха. Отсутствие успеха убивает интерес, который служит прологом к мотивации. Оценка работы учителя. 11. Оценка работы учителя. Устаревший порочный подход к оценке (самооценке) качества работы учителя по числу успевающих на «4» и «5». Оценка (самооценка) работы учителя по совпадению (или несовпадению) реальной успеваемости с ее прогнозом, сделанным в зоне ближайшего развития ребенка, то есть с уровнем максимально возможных для конкретного ребенка результатов.
13. Профессиональная ориентация (на уроках общеобразовательного типа). 14. Изюминка урока. 15. Интегрированность уроков. 16. Взаимоотношения педагога и учащегося выстраиваются по принципу «вместе с учеником» (а не «рядом», «над», «под»). 17. Знание законов профессиональной педагогики. 18. Здоровьесберегающие методы.
19. Комплексное планирование задач урока по трем группам: - Педагогические цели: обучения, воспитания, развития и социализации личности – это цели развития ребенка (главные цели). - Цели развития образовательного процесса: диагностические, познавательные, исследовательские. - Цели саморазвития учителя (профессионального и личностного).
Личностный смысл. 20. Личностный смысл. Стремление учителя помочь детям раскрыть для себя личностный смысл любого изучаемого материала. Учитель истории М.В. Левит: «История научит вас разумно, осмысленно строить собственную жизнь». Воспитание. 21. Воспитание. Специально спланированная (тое есть продуманная) деятельность учителя по обеспечению не только учебной, но и воспитательной функции урока, то есть воспитания в процессе обучения. Четыре канала воспитания: 1) через содержание образования; 2) через методы и формы обучения; 3) через использование случайно возникших и специальное создание воспитывающих ситуаций.
Педагог должен: 1. Научить познавать; 2. Научить делать; 3. Научить жить вместе; 4. Научить самореализовываться.
Это всего лишь мой, субъективный взгляд на данную проблему!!! Буду рад, если материал ВАС заинтересовал!!! Готов к сотрудничеству!!! Спасибо за внимание!!!